Политолог Андрей Лавров, представитель Агентства политической и экономической коммуникации (АПЭК) в Челябинской области, — о том, как пройдет избирательная кампания на выборах президента России, кто бы мог оказаться на втором месте на этих выборах и чем будут заняты «профессиональные протестуны» на Южном Урале.
— Андрей Геннадьевич, по большому счету нет сомнений в том, что победа на выборах президента России достанется Владимиру Путину. В чем тогда может заключаться интерес этой избирательной кампании? И не станет ли одной из основных аудиторий главного кандидата наряду с жителями Российской Федерации внешняя по отношению к нашей стране — люди и политики по всему миру? Ну хотя бы в силу текущей международной обстановки?
— То, что реальной альтернативы Владимиру Путину сегодня нет и победа на выборах останется за ним, понимают все. Что внутри страны, что снаружи, какие бы формальные публичные высказывания ни звучали, даже от самых отъявленных оппонентов нашей страны в целом и ее президента в частности.
Но давайте четко понимать: для любого политика, для любого государства выборы лидера страны — дело прежде всего внутреннее, внутриполитическое. А затем уже все остальное.
Безусловно, в некотором роде выборы, уровень и качество поддержки, которые будут продемонстрированы в ходе голосования, будут иметь значение и для дел международных.
Но прежде всего они, словно камертон, должны показать, насколько точно, в одной тональности, говорят и думают лидер государства и его население, граждане. Настолько то, как он видит нынешнее состояние дел, перспективы и возможности, курс развития страны, совпадает с тем, что об этом думают россияне.
Что до международных дел — да, наверное, со времен «мюнхенской речи» Путина можно говорить, что человечество находится в некоей точке «цивилизационной бифуркации» для мира в целом. И Россия, демонстрируя поддержку своему лидеру, показывает всему миру, что не намерена сворачивать с выбранного исторического пути, остается верной тем ценностям, прежде всего традиционным человеческим ценностям, которые приняты в нашем обществе.
Думаю, что и реакция на результаты выборов будет столь же предсказуема — те, для кого Владимир Путин стал символом или ориентиром, будут довольны, ну а враги нашей страны продолжат нам гадить.
— Какие основные идеологические смыслы будут заложены в президентскую кампанию?
— Я бы выделил три темы, которые в целом взаимоувязаны.
Первая — это то, что ключевой ценностью российского цивилизационного кода является справедливость, в том числе социальная, стремление к ней. Хотя именно в такой простой и четкой форме это, пожалуй, еще не было высказано. И в этом плане проявится и тот смысл, который может быть воспринят внешней аудиторией, а не только жителями нашей страны.
Вторая — это все, что касается здорового консерватизма, традиционных, в том числе семейных, ценностей, сбережения и развития нации. Совершенно ведь неспроста 2024-й год провозглашен в России Годом семьи.
Повторюсь, речь не о чем-то «дремучем», реакционном, а о вполне современном, «здоровом» консерватизме — мы за развитие, как общественное, так и личное развитие человека. Но без «перегибов».
И третья тема — это, безусловно, всемерная поддержка СВО, поддержка бойцов и членов их семей. В том числе (и даже прежде всего) как тех, кто воюет за право России на собственный цивилизационный выбор.
А основные события по части столкновения цивилизаций, как мне кажется, еще впереди — многие считают, что самая жесткая часть развивающегося нынче глобального конфликта придется на 2030-е годы.
Что же до консерватизма, то я думаю, что он будет ярко выражен и в политтехнологическом плане — кампания, разумеется, будет иметь свою повестку и событийный ряд, но точно не будет ориентирована на какой-то разовый громкий хайп. Скорее, речь пойдет об уверенной, стабильной, постоянной работе на общее благо, на поступательное развитие общества и государства. К тому же для этого ничего не надо специально придумывать — у действующего главы государства всегда полно информационных поводов. Можно спокойно распланировать несколько пиков поддержки интереса к выборам.
Например, если Владимир Путин пойдет на выборы самовыдвиженцем (а это было бы очень мудрым решением), то одним из таких пиков может стать процедура сбора подписей в его поддержку. Во-первых, потому, что, собственно, оставить такую подпись уже означает публично выразить поддержку кандидату, а во-вторых, потому что это позволит лишний раз провести проверку и побудить к активности лояльную часть населения. Возможно — через активно развиваемое в последние годы волонтерство.
— Кто станет оппонентами Владимира Путина на выборах президента?
— Да кто бы ни стал, не уверен, что даже запомню их фамилии. А, ну Зюганов разве что. Старший, разумеется.
— У ЛДПР вместо ушедшего от нас Владимира Жириновского есть созданная и названная его именем нейросеть...
— Если бы была возможность зарегистрировать ее в качестве кандидата, она бы заняла второе место. Без сомнений. С нынешней-то тягой ко всему новому, в том числе информационным технологиям...
— Будут ли у избирательной кампании особенности в отдельных регионах? В частности, в Челябинской области?
— В целом я уверен, что президентская кампания в Челябинской области пройдет достаточно спокойно. Но и то, что найдется несколько исполнителей амплуа «а Баба Яга — против», - это очевидно. Наши «профессиональные протестуны» никуда не делись.
Разумеется, они будут выступать не против Владимира Путина. Главная их задача — другие выборы, которые пройдут осенью будущего года: выбора главы региона и городской думы в Челябинске. И понятно, что это будет работа против действующего губернатора Алексея Текслера через апелляцию к Владимиру Путину, попытки максимально раскачать ситуацию, будут для этого реальные поводы или нет.
— «У меня прорвало трубу, а Текслер не чинит»?
— Что-то в этом роде. Задача — «подгадить картину» не Путину, а Текслеру. По возможности — любым способом. «Чем хуже — тем лучше». Другое дело, что вряд ли получится сделать это всерьез. Это не поменяет общий фон президентской кампании.