Курчатовский районный суд Челябинска отправил на два месяца в следственный изолятор директора крупнейшего дорожного подрядчика области — директора ООО «Уралдорстрой» (УДС) Нвера Колозяна. Его обвиняют в даче взятки сотруднику технического отдела «Челябинскавтодора». Это учрежденная министерством дорожных работ организация, которая должна была контролировать качество дорожных работ, давать заключение, и на основании этих документов подрядчикам уже перечисляли деньги. Специалист, которому дали взятку, также арестован. Ему более полугода передавали вознаграждение (даже не деньги, а асфальт, 600 тонн), чтобы он сообщал Колозяну о возможных проверках испытательной лабораторией выполненных УДС работ. Следствие уверено, что компания хотела обеспечить беспрепятственную приемку фактически невыполненных и некачественно выполненных работ по 124 государственным и муниципальным контрактам на сумму более 5,9 млрд рублей.
В 2020–2023 годах компания получила 67 дорожных контрактов на общую сумму 4,5 млрд рублей, а с 2018 по 2020 – еще на 1,5 млрд рублей. Компания – один из основных подрядчиков министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, мэрии города.
УДС проводит крупнейшие дорожные работы, на которые выделяются средства в рамках нацпроекта «Безопасные дороги», региональных и муниципальных программ.
Финансово успешна: 2022 году выручка УДС составила 1,5 млрд рублей (1,4 млрд в 2021 году), чистая прибыль — 20,4 млн (64 млн). По сути, в регионе арестовали короля дорожных подрядов, человека, связанного с освоением средств, выделенных региону в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Но это не случайная ошибка сотрудников: вопросы к компании копились очень давно. Причем настолько серьезные, что вообще странно, как УДС раз за разом поручали огромные участки работ, перечисляли миллионы и миллиарды бюджетных средств, освоение которых надо подтверждать десятками документов.
Колозян (крайний слева) внимательно наблюдает, как на глазах губернатора делают пробу асфальта, который укладывала его фирма как субподрядчик. Место съемки: участок Университетской набережной, рядом с микрорайоном «Тополиная аллея», 2019 год.
Колозян создал свою компанию еще 25 лет назад, в 1998 году. Много лет известная под названием ТПК "ЯКК" (УДС она лишь с 2020 года), она была одной из не самых больших фирм по ремонту и обслуживанию дорог.
Наблюдатели говорят, что все изменилось в 2012 году, когда ЯКК удалось зайти на дорожные подряды Миасса. Городом тогда управлял Виктор Ардабьевский, его чуть позже задержат по делу ОПГ «Турбазовские» за организацию двух убийств.
Сразу после ареста мэра к компании появились вопросы, было выявлено неэффективное использование средств. Это была оплата администрацией невыполненных ТПК «ЯКК» работ на сумму почти полмиллиона рублей при цене контракта около 5 млн. Кроме того, качество уложенного асфальта не соответствовало нормативам. Но контракты с компанией новые власти Миасса продолжали заключать все равно, например, и в 2015, и в 2016 на сумму, тогда потрясавшую воображение: около 27 млн рублей.
ТПК "ЯКК" — компания крупная, у нее была и собственная производственная база, и собственная техника, и даже большое число работников в штате. Поэтому она с легкостью заходила на контракты и в районах Челябинска, побеждая в тендерах на госзакупках. И их выполнение тоже оставляло вопросы у тех представителей властей, которое были вынуждены каким-то образом контролировать работы. Так, в 2016-2017 годах ЯКК была крупнейшим подрядчиком по дорожным работам в Ленинском районе города, ремонтировала проезды и тротуары. Но, по словам главы района Александра Орла, сделали только 3 из 45 объектов. Представители ЯКК отрицали свою вину в срыве и объясняли, что проблема была в заказчике и оформлении документации.
Такая история компании — взяли контракт, выполнили не все, не так. их обвинили, они оправдались – могла бы длиться долго, но в 2019 году в регионе сменился губернатор. И сменился он не в последнюю очередь из-за того, что был замечен в сговоре, когда все дорожные подряды в регионе отдавались фирме «Южуралмост».
Сразу после отставки Дубровского ЯКК лишила «Южуралмост» контракта на 827 млн рублей на ремонт дорог в областном центре. ЯКК задемпинговала и контракт с работами на 827 млн рублей согласилась выполнить за 687 млн. Потом, правда, пыталась оспаривать условия контракта с заказчиком -- Управлением дорожного хозяйства администрации. УФАС даже выпускало решение о том, что требования были избыточными.
В 2019 году фирма Нвера Колозяна дважды выиграла крупные торги на 800 млн, но их отменили после вмешательства антимонопольной службы. С третьего раза тогда победил «Нижавтодорстрой». Позже стало известно, что именно ЯКК выполнила большую часть ремонтных работ, только уже в качестве субподрядчика. Позже ФАС заподозрит эти фирмы в картельном сговоре. В выводах УФАС сообщалось, что компании из Челябинской и Нижегородской областей не снижали цены на торгах или отказывались от участия в пользу заранее определенного победителя. В частности, в 2020 году антимонопольное ведомство заявило о трех картельных соглашениях, в результате которых дорожники получили контракты на 3,8 млрд, в том числе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Одновременно претензии к структуре Колозяна выдвигают налоговики – с их точки зрения, в бюджет недоплачены десятки миллионов рублей в качестве налога на добавленную стоимость. А представители компании настаивали, что "общество не подлежит привлечению к налоговой ответственности ввиду привлечения руководителя УДС к ответственности в рамках уголовного дела".
Это все можно списать на болезни роста и особенности ведения бизнеса. Но и вопросы тоже остаются - как компания с таким бэкграундом продолжала работать? Ведь с 2019 года она стала крупнейшей в дорожных работах по Челябинску и области.
В 2020 году ТПП переименовывается в "Уралдорстрой" (УДС), а число госконтрактов становится только больше. В 2021 году УДС победил в 21 закупке на дорожные работы. Контракты были заключены на ремонт дорог не только в Челябинске, но и в области. Один из контрактов — ремонт дороги на улице Цвиллинга (58 млн рублей). В 2022 году компания поучаствовала в 15 закупках и во всех победила. С ней заключили контракты на ремонт дорог в селе Париж (на сумму более 20 млн рублей), в Еткульском районе (7,8 млн), в Верхнеуральском районе (9,9 млн). Есть и более крупные подряды, например в Пластовском районе (253,9 млн) и на границе Башкирии (271,4 млн). В 2020 году компания взяла и самый большой по объему контракт в Челябинске — на 10 улиц и 202 млн рублей.
Но сейчас практически все крупные контракты «Уралдорстроя» завершены. Единственный договор на 511 млн рублей, остающийся в статусе «на исполнении», капремонт дороги Новокаолиновый – Кизилчилик – Песчанка, - это продолжение асфальтирования дороги в районе выгоревшего в 2021 году села Джабык. Компания получила подряд, хотя ранее провалила ремонт Фершампенуаз – Париж – железнодорожная станция Джабык. В 2022 году комиссия из региональных чиновников установила, что после прохождения паводка трасса требовала устранения серьезных дефектов. При этом никаких штрафных санкций к подрядчику предъявлено не было.
А самым последним скандальным подрядом «Уралдорстроя» стал ремонт набережной реки Миасс в Челябинске: в 2023 году УФАС доказало сговор между городскими властями и подрядчиком, компания была оштрафована. Очевидно, что после ареста учредителя компанию ждут самые нелегкие времена в истории.
Ну и отметим нехорошую тенденцию в регионе – тут скандалы с откатами, взятками, картельными сговорами на рынке государственных дорожных подрядов продолжаются чуть не десять лет и привели к смене сразу двух губернаторов подряд.
Крупные бюджетные деньги, откаты, хищения их потопили. Мало кто помнит, но уголовное дело на Юревича завели за взятки и откаты на строительство дорожной развязки на улице Братьев Кашириных в Челябинске. Показания по «откатам» с дорожного строительства на Михаила Юревича дали бывший гендиректор областного госпредприятия «Челябинскавтодор» Константин Овчинников и бывший руководитель МУП «ДРСУ» Иван Волосков. Общая сумма взяток с дорожных фирм, инкриминируемых экс-губернатору, — 3,4 млрд рублей.
Сменивший Юревича Дубровский вступил в сговор с Миндортрансом и АО «Южуралмост», как уверяла федеральная антимонопольная служба. Результатом стало ограничение конкуренции на рынке строительства, реконструкции и ремонта дорог в области. Сначала говорили о 29 аукционах на общую сумму более 8 млрд рублей, но смогли доказать наличие антиконкурентного соглашения по 10 аукционам на 2,4 млрд рублей.
Сейчас стоит внимательно наблюдать, позволят ли власти региона какой-либо фирме стать новым королем рынка или свой кусок нацпроектного пирога получат много компаний. Хотя, конечно, одну фирму, даже проблемную, контролировать при строительстве дорог всегда проще, чем несколько. Особенно когда идут средства из бюджета страны, которые надо не упустить.
Юлия Литвиненко