Довольно трудно цензурными словами описать весь гнев, который челябинцы источают последние две с небольшим недели в адрес властей города и области. Точнее всего это можно понять, почитав комментарии на популярных городских порталах, в соцсетях или в навигаторах "Яндекса" или 2ГИСа. При этом, к счастью для начальства, практически никому не приходит в голову, что челябинцы теряют в образовавшихся пробках не только время (что тоже, как известно, деньги), но и собственно деньги, причем в самом прямом смысле.
Автор этих строк, на первый взгляд, меньше всего зависит от последствий снегопада, не убранных от снега улиц и неочищенных тротуаров.
Я одинокий бездетный холостяк, семьи и детей нет, как и нет расходов, с ними связанных. Живу, пожалуй, в идеальной для Челябинска локации — в 14-этажке на улице Володарского, что в районе Алого поля и выходит одной из сторон на проспект Ленина. Самый центр города, центрее не бывает.
В радиусе 400 м от моего дома — сразу два супермаркета и три небольших магазина от крупных торговых сетей. А также под десяток ресторанов, кафе, кофеен, парикмахерская, отделение почты, отделение Сбербанка, пункты выдачи "Озона", "Яндекс.маркета" и СДЭКа, копи-центр, три фитнесс-зала (а еще, если бы я был семейным и с детьми, четыре школы, минимум столько же детсадов и с десяток детских спортсекций).
На перекрестках Ленина — Свердловский и Ленина — Энгельса есть остановки общественного транспорта. Любого (автобус, троллейбус, трамвай и маршрутки) и идущего в любую сторону, любой район города.
К тому же сейчас я сотрудничаю со своим информагентством и по бо́льшей части тружусь, не выходя из дома. Что, казалось бы, еще облегчает жизнь. В теории я могу неделями вообще не выходить на улицу при наличии запасов воды, продуктов, средств гигиены и корма для двух моих котов.
Однако, как выяснилось, даже мне не убранный от снега Челябинск в итоге обходится в небольшую, но вполне реальную сумму. Каждый день. Но все по порядку.
1. Продукты.
Я уже довольно давно покупаю бо́льшую часть продуктов через приложения на телефоне и заказываю их доставку. Хотя, повторюсь, рядом с домом изобилие продуктовых, но все же нет того выбора, что есть в огромных гипермаркетах типа "Ашана" или "Ленты". Плюс я заказываю продукты примерно раз в неделю и сразу набираю всего в приличном количестве, в том числе тяжелые товары — картофель, лук, овощи, фрукты, вода/соки, мясо, консервы и так далее. Набегает порой по 20-25 кг, а то и больше. К тому же дворы-то и тротуары даже в районе Алого поля решительно не почищены, особо с тяжелыми сумками не походишь. А значит — гипермаркеты.
Да, туда тоже можно самому. На такси или на общественном транспорте. И иногда даже нужно, если речь идет о чем-то специальном. Но такси в последние дни бьет ценовые рекорды. И даже маршрут от Алого поля до "Ашана" на Труда — это в одну сторону минимум 200-250 рублей против 120-130 еще прошлым летом. То есть 400-500 рублей туда и обратно. А общественный транспорт — ок, сначала надо по нечищеным тротуарам дойти до остановки, потом от остановки до магазина, а потом проделать обратный пусть с пакетами весом в 20-25 кг...
Кроме того, как правило, при большой сумме заказа цена доставки в приложениях обычно стремится к нулю. Ну, или к суммам незначительным.
Однако буквально позавчера при заказе в популярном сервисе стоимость доставки оказалась аж 440 (!) рублей. Против обычных 59, и еще столько же за сервисный сбор. Причина — все та же: невозможность пройти/проехать самому, а значит — повышенный спрос на курьеров.
Впрочем, 440 рублей — это все равно дешевле такси туда-обратно. Поэтому куда деваться. Но рублей 300 «чистыми» из-за неубранного снега я потерял.
2. Передвижения по городу
Хотя сейчас я работаю из дома и у меня нет необходимости каждый день отправляться в офис, тем не менее журналиста, что волка, ноги кормят, и в моем ежедневном графике случаются по две-три встречи с разными людьми. Даже в зимние каникулы. Интервью, деловые вопросы да просто пообщаться, обменяться информацией.
Хорошо, что почти все эти встречи в центре города, буквально в трех-четырех кварталах от моего дома. Но… До остановок общественного транспорта еще надо дойти (тротуары и подземные переходы даже в центре почти не чищены), как и от остановок до мест встречи. А есть и такие локации, куда точно лучше на такси, ибо ну неудобные с точки зрения остановок. А такси опять-таки нынче ой, как дорого — и даже на поездку буквально в 3 км приходится тратить (не в час пик!) рублей по 200-250 супротив 130-150 в нормальных условиях. Умножим не две-три встречи в день и дорогу до дома, и выйдет, что такси мне обходится ежедневно рублей в 600-700. А могло бы при очищенных улицах — в 300-400.
А уж если ехать в час пик да в другой конец города…
Я же еще и преподаю в Челябинском филиале РАНХиГС, который находится на северо-востоке Челябинска. И весь первый семестр мои нечастые пары начинались в 09:00. Сейчас такси от моего дома до РАНХиГС в 08:00, как правило, обходится рублей в 650 по тарифу «эконом». В одну сторону…
Примерно столько же стоит в эти дни и поездка в вечерний час пик до арены «Трактор», если мне захочется попасть на хоккейный матч. Да, не ежедневно, но все-таки…
В общем, суммируя свои личные финансовые потери от не убранного в Челябинске снега за зимние каникулы, я подхожу к сумме в 3-3,5 тыс. рублей (выросшие цены на доставку и такси). Но это я — стареющий одинокий бездетный холостяк без своей машины.
А что делать семьям из двух работающих родителей и, например, двух детей, у которых есть автомобиль и которым каждое утро нужно ехать на работу, отвозить детей в садик/школы/спортсекции, забирать их оттуда, возвращаться с работы и тоже покупать продукты и прочее, прочее, прочее? В конце концов, стоя в пробке, ты тоже тратишь недешевый нынче бензин, причем тратишь впустую. Литра по два в час точно. А это 100 рублей. Два раза в день. Минимум.
А что делать пенсионерам, одиноким старикам? Они-то точно и так экономят каждую копейку, и не от хорошей жизни...
Я понимаю, что подсчеты мои — «на коленке», их можно и нужно оспаривать или делать свои собственные. Но пока получается, что каждая челябинская семья от этого снежного коллапса ежедневно теряет небольшие, но все же деньги. Из семейного бюджета. И даже если это тысячи полторы-две в неделю, но перемножьте их на количество челябинских домохозяйств — а их сотни тысяч — и получите сотни миллионов рублей еженедельно. А то и миллиардик-другой в месяц накапает. Уже сопоставимо с теми средствами, что город платит подрядчикам за содержание и уборку проезжей части...
Для власти хорошо, что наши люди не особо озабочиваются такими подсчетами, и многие не парятся из-за сотни-другой рублей лишних затрат. И у нас в стране нет и, вероятно, не будет опыта, практики, когда такие вот убытки подсчитываются и в итоге предъявляются к возмещению через исковые заявления, в том числе массовые. Это больше практика стран загнивающего Запада.
Ну а если до людей это все-таки дойдет? Все-таки свои деньги. Не лишние...