Двадцать восьмого января отмечается Международный день без интернета. Есть ли еще среди нас те, кто спокойно может прожить хотя бы несколько часов без выхода в Сеть? Даже маленькие дети являются активными пользователями смартфонов и планшетов. Но есть и обратная сторона медали - у нас появляются новые зависимости и фобии. Нужно ли забирать у детей гаджеты? С какими последствиями могут столкнуться дети из-за увлечения играми в телефонах и компьютерах в раннем возрасте? И зачем нужно хотя бы иногда отказываться от интернета? Об этом мы поговорили с семейным клиническим психологом, травма-терапевтом Татьяной Помрясиной.
- Мы уже привыкли, что маленькие дети постоянно смотрят мультфильмы в телефоне или планшете, играют в игры. С какими последствиями они могут столкнуться в период взросления?
- В дошкольном возрасте ребенок развивается только через моторно-двигательную активность. Через игру, через тело он получает опыт. Миф о том, что дошколенок, если будет смотреть какие-то развивающие мультики, будет быстрее размышлять, думать, - это просто маркетинговый ход. К сожалению, таким образом родители развитие у ребенка отодвигают. Это только освобождает какое-то количество времени для родителя.
Нашим мозгом управляет дофамин – это гормон удовольствия. В игре, в социальных сетях, в этой скорости принятия решений, которая совершенно абсурдна в это время, гормон можно быстро получить, и у ребенка начинает расти зависимость от быстрого удовольствия. Все это приводит к сложностям в достижении долгосрочных целей. Например, сегодня закончить институт уже для детей сложно, идти вверх по карьерной лестнице впоследствии сложно.
Поэтому родителям, которые жалуются на то, что у детей быстро появляется и заканчивается интерес ходить в какой-то кружок, нужно посмотреть в корень и ответить себе честно на вопрос: не злоупотребляли ли дети в дошкольном возрасте гаджетами?
Кроме того, происходит сбой в работе лимбической системы, она ответственна за эмоции, общение. Дети, у которых лимбическая система дает сбой, дальше с трудом будут находить общий язык с людьми. Им легче будет познавать мир через технологии, хотя это может не соответствовать их типу личности. Вырастая, они могут испытывать внутренний кризис, может произойти сбой в работе лобных долей, это часть мозга отвечает за торможение эмоциональных импульсов.
Есть такая способность – планировать и следовать правилам. Например, мы, взрослые, не будем есть торт целиком, понимая, что будет плохо, или мы не станем драться с начальником, который критикует нашу работу. Это и есть работа лобных долей. Мозг развивается в дошкольном возрасте через физическую активность, и проблемы с ним могут приводить к тому, что ребенок потом, например, не может составить план и следовать ему, он не способен выдерживать режим, не способен себе сказать, что поиграет потом. Он не может остановиться.
Гаджеты в дошкольном возрасте, мультфильмы, развивающие занятия и задания – это не развивает, потому что до пяти лет происходит рост исключительно через движение. Ребенок не умеет выдерживать хорошее напряжение, ему не хватает терпения. В конце концов, можно все довести до невроза, который потом лечится у психотерапевта либо у невролога.
- Часто родители пытаются забрать у детей телефон или запрещают играть в качестве наказания. Как вы оцениваете такое наказание?
- Все зависит от типа темперамента самого ребенка. Есть дети, которые нормально выдерживают даже такие жесткие границы. Есть сенситивный тип нервной системы, такие дети более чувствительные, они будут эмоциональнее это проживать, особенно в период подросткового кризиса 12 – 15 лет.
Такими ультиматумами мы формируем у ребенка беспомощность, тем более у подростка, у которого играют гормоны. Это бьет по их инициативе, и потом мы получаем безынициативного взрослого.
Нужно мыслить стратегически, потому что ситуативно вы можете убрать телефон, но не решите этот вопрос. Нужно формировать качества личности, которые помогут ребенку в жизни. Осознанность, независимость, ответственность. Осознанность – это способность человека устанавливать контакт со своими внутренними импульсами (я хочу играть в игру) и внешней средой (нужно учить уроки), сопоставлять их и выбирать способ поведения, учитывая оба этих фактора. Родителям нужно отражать такие моменты, проговаривать их: «Я понимаю, что тебе грустно, что время пришло расставаться с игрой, с телефоном. Мне тоже очень трудно иногда выходить из выходных, но нужно двигаться дальше».
Независимость - это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение. Родителям нужно отражать эмоцию: «Я вижу, что ты злишься, что тебе грустно, что ты кричишь». И потом мы начинаем что-то предлагать, чтобы у ребенка появлялась вариативность принятия решений. Гаджеты забрал – это убрал симптом, раздражитель, но ситуацию ты не решил.
Ответственность – это способность принимать решение, сказать «да» всем возможным последствиям. Это формирует стрессоустойчивость, умение совершать активные действия для достижения целей и удовлетворения потребностей. «Ты сейчас сидишь в игре, а тебе нужно учить уроки. Выбирай сам: или ты продолжаешь играть и завтра получаешь плохую оценку, или ты сейчас откладываешь гаджет и начинаешь читать». То есть человек начинает учиться влиять на свое будущее.
Если родители попали в такую ситуацию, когда нужно уже принять радикальные меры, то перед этим я рекомендую задать такие вопросы, которые помогут ребенку активировать «внутреннего решателя».
Наша задача - создать человеку поле, в котором он может выбирать сам, управлять своей жизнью.
Можно задать несколько вопросов. Как, по-твоему, тут лучше поступить? Что тебе для этого нужно? У кого ты попросил бы помощи? Что бы ты посоветовал своему другу, если бы он был в подобной ситуации? Если бы ты был на моем месте, что бы ты мне сказал?
- Если человек очень долго сидит в соцсетях, о чем это может говорить?
- Всегда были определенные способы компенсации своих не очень приятных черт характера или особенностей. Сейчас гаджет — это определенная форма компенсации каких-то черт. Например, у человека лишний вес, ему нужно заниматься спортом. Придя домой после работы или после школы, можно провести какую-то тренировку, но он берет телефон. Он убегает от ответственности перед своим телом и сидит в гаджетах. От чего ты убегаешь?
- Если человеку некомфортно, когда он на час остается без телефона, это уже отклонение или сейчас это нормально?
- Это уже невроз, номофобия. Это страх остаться без мобильного телефона, без интернета. Получается потеря контроля над своими эмоциями и чувствами. Чаще всего этим страдают подростки, но у взрослых тоже есть какие-то признаки – тревожность, злость, паника. Невроз лечится не только у психолога разговорной терапией, но и у невролога как зависимость.
- Я слышала такое мнение, что из-за того, что люди много времени стали проводить в соцсетях, стало меньше бытовых конфликтов дома, на улице, в магазинах, в транспорте. Вроде как люди ругаются в комментариях и выплескивают негативную энергию. Что вы можете сказать про такое утверждение?
- Это неверное мнение.
У сообщений есть одно очень уязвимое место – невозможно почувствовать интонацию, и каждый человек читает эти сообщения со своей интонацией. Происходит еще больше недопонимания, переживаний и тревожности.
Иногда важно просто один раз созвониться или встретиться, чем постоянно переписываться. Когда люди пишут негативные комментарии, они закрываются от своих явных проблем, которые нужно решать для того, чтобы обрести спокойствие, сформировать безопасность. Они немного повыплескивали негатив, не решив истинные проблемы, с которыми возвращаются домой. Сегодня тревожности в мире много. Люди обмениваются тревогой в коллективах, в сообщениях, но трудности не решают. Я не считаю, что стало меньше бытовых конфликтов, их стало больше. Раньше люди общались, взаимодействовали, а сейчас стали проще относиться к тому, чтобы расстаться. Об этом нам говорит статистика, количество разводов практически равно количеству заключенных браков.
- Нужно ли отказываться от интернета на день или какой-то другой период?
- Это важно, потому что нужно отдыхать. Качественный отдых, когда ты начинаешь замечать обычную, простую жизнь. Выходишь на улицу, зимой лепишь снеговиков, весной смотришь, как бегут ручейки. И без разницы, сколько тебе лет. Тренируешь такой навык, как удивление, как интерес к чему-то такому, что есть в реальной жизни. Это на самом деле даже продлевает жизнь.
Мария Дмитриева