В Челябинской области насчитывается 886 садовых некоммерческих товариществ (СНТ). Новые земли под них уже много лет не выделяют, поэтому люди продолжают покупать и возделывать участки, сформированные с советских времен. И в последние годы наблюдается интересная тенденция к возврату садоводов от использования дач только под отдых с шашлыками к их прямому назначению – выращиванию овощей, зелени и фруктов. Об основных трендах и проблемах в жизни СНТ мы поговорили с председателем Союза садоводов Челябинской области Константином Толкачевым.
- Каковы главные тенденции садоводческой жизни Челябинской области в последние месяцы?
- Люди скупают участки и меняют их функционал. Тенденция раскопки газонов под грядки продолжится. Если еще года четыре назад у нас сады воспринимались многими как место отдыха, то сейчас тенденция обратная, то есть сады начинают использовать люди по прямому назначению: разбивать грядки, ставить теплицы и выращивать плодоовощную продукцию. Рост востребованности дачных участков мы начали наблюдать с периода пандемии, с 2020 года, когда был объявлен режим самоизоляции. С тех пор рост спроса на сады продолжается.
Сейчас на территории СНТ увеличивается процент участков, которые годами были заброшенными, бесхозными, а теперь их возделывают. А учитывая, что новых территорий под СНТ не выделяется, люди со временем выкупят все заброшенные участки и будут на них не отдыхать, а выращивать продукты для себя.
Чтобы найти такие наделы, люди обращаются к председателям СНТ, те помогают им найти собственников, чтобы договориться о сделке купли-продажи. Я считаю, что это положительная тенденция.
- Есть мнение, что затраты на выращивание овощей на своем участке нисколько не меньше, чем покупка таких продуктов в магазине. У вас есть какие-то подсчеты?
- В прошлом году делали анализ по лету. Посчитали, что где-то 30-35 тыс. рублей обычный садовод экономит в год на пропитании за счет выращивания морковки, капусты, свеклы, томатов, огурцов, ягод и других культур. Из стоимости овощей, которые южноуральцы получают со своих грядок, мы вычли расходы на семена, удобрения и инвентарь, а также членские взносы в СНТ. Если садовод – пенсионер, то получается, что он в год экономит примерно 20% своей пенсии. Кстати, ягодами садоводы себя обеспечивают вообще на 90%. Несколько лет назад было общероссийское исследование, которое это показало.
- Кто покупает сейчас сады?
- Есть совершенно новые покупатели – и это еще одна тенденция. Покупатель молодеет. Еще лет десять назад большинство садоводов были пенсионерами или людьми предпенсионного возраста.
Сейчас довольно много людей, которые приобретают участки, работают на них, даже живут круглый год, когда им еще далеко до 50 лет. Конечно, на такую ситуацию повлияло и то, что в садах можно делать прописку.
Конечно, и продает свои участки довольно много южноуральцев. Причины разные: у кого-то нет времени ухаживать за садом, кто-то «наигрался» в садовода, некоторые продают, чтобы купить более комфортную дачу. Главное, что сейчас на все продаваемое весьма легко находятся покупатели. И это все в ближайшие годы продолжится, будет круговорот садов просто.
- Какова главная проблема для существования и развития СНТ сейчас в Челябинской области?
- Самая серьезная проблема садовых товариществ – это электросетевое хозяйство и выделенные мощности электричества на СНТ. Все сети у нас строились, как правило, в советское время и были таким самостроем: наставили столбов, повесили провода. И сейчас все эти сети находятся на балансе СНТ, и СНТ сами обязаны обеспечивать и функционирование, и ремонт этого хозяйства.
Как правило, квалифицированных электриков нет, потому что их не на что содержать, потому что садоводы не хотят лишнюю копеечку дать председателю, чтобы он нанял квалифицированную организацию.
Все экономят. Проблему надо решать давно.
У нас в стране есть правительственная комиссия по делам садоводов, в прошлом году премьер Мишустин утвердил ее создание. Один из вопросов, решением которого она занимается, как раз связан с электросетями. Прорабатывается механизм передачи этого хозяйства сетевым компаниям, которые работают на этом рынке. Сложность в том, что сетевики не хотят принимать все это на обслуживание. И этому есть объяснение: если передать, то у собственников будут прямые договоры с тем же «Энергосбытом». Представьте, если в одном СНТ примерно тысяча участков, то это тысяча новых договоров, новых абонентов. Соответственно, нужно будет налаживать их учет, счетчики менять полностью. Плюс необходимо как-то контролировать потребление, ведь много где и воровство электричества присутствует. С энергетикой в СНТ связан целых клубок проблем.
- Что еще вы бы поставили в топ главных сложностей для СНТ?
- Вторая по важности проблема, на мой взгляд, - это подъездные пути. В основном они у нас бесхозные. Муниципалитет не может их содержать, выделять на них бюджетные деньги, потому что эти дороги ему не принадлежат. И само СНТ не ремонтирует, потому что потом садоводы придут и скажут председателю: «А зачем вы наши деньги на эту дорогу потратили? Мы не согласны». Такое может быть, даже если был целевой взнос. Чтобы решить эту проблему, главы муниципалитетов должны поработать, немножко пошевелиться.
У нас в бюджете предусмотрена статья расходов на паспортизацию бесхозных дорог. Возьмем, к примеру, Сосновский район, где очень много бесхозных дорог.
Глава должен проявить инициативу, заявиться в областную программу, чтобы из регионального бюджета ему направили деньги на паспортизацию.
Это первый шаг. Потому уже можно заводить речь о ремонте. И вот этот путь должны проходить главы, а они не торопятся.
Третья проблема – пожарная безопасность. У нас довольно много садоводческих товариществ, у которых пожарные и поливные водоемы находятся не на территории самих СНТ, а рядом. И все эти водоемы заросли камышом. Если он загорится, то пожар дойдет до построек. У нас такое было в Озерске и в Ленинском районе Челябинска, дома сгорали дотла. Могут быть уничтожены целые улицы, потому что постройки расположены очень близко друг к другу. Чтобы таких пожаров не было, нужно чистить водоемы от камышей.
Второй аспект проблемы с пожарной безопасностью – это неочищенные зимой дороги в СНТ, когда пожарная машина не может проехать к месту возгорания. Председатели говорят, что снег не убирают, так как садоводы отказываются складываться на эти работы деньгами.
Они говорят: «Мы же в саду зимой не живем, зачем мы будем платить». И здесь фактически люди сами у себя в заложниках находятся.
- Нам читатели написали, что недовольны тарифами на вывоз мусора из садов. Говорят, что это так дорого, что многие товарищества могут обанкротиться…
- Тарифы на вывоз мусора у нас определяет тарифный орган, здесь сам никто не должен цены устанавливать. Могу только дать совет, как в целом сэкономить на плате за вывоз мусора, если вы в теплое время года постоянно проживаете в саду, а в холодное – в квартире. Если вы постоянно пребываете в саду, то имеете право сделать перерасчет по квартире за тот период, в который отсутствовали там. Чтобы пересчитать плату, надо предоставить справку.
Беседовала Галина Лепина