В журналистской практике частенько бывает так, что, когда сталкиваешься с той или иной ситуацией, ты в итоге думаешь не столько о публикации, а о том, как на деле помочь людям, попавшим в переплет. И на деле куда эффективнее статьи на сайте или репортажа в газете (ну или сюжета на ТВ) оказывается «телефонное право», которое иногда есть даже у журналистов. Да, куда проще бывает сделать один звонок, чем пытаться публично сломать через колено систему, особенно если речь идет о банальном сочувствии, здравом смысле, эмпатии.
В дерьмовой во всех смыслах ситуации оказались жители дома 1а по улице Троицкой в Челябинске. Наглухо забило канализацию. Выяснилось, что дело даже не во внутридомовых трубах — забило колодцы.
Казалось бы, бытовуха. Которую так или иначе должны решить либо в «управляшке», либо в коммунальных службах района и города. Однако дело дошло до того, что жителей либо не слушали вообще, либо приезжавшие на вызов сантехники или бригады МУП "ПОВВ" находили вполне себе реальную причину для отказа.
Такую: «Слушайте, это не наша зона ответственности», или такую: «У нас нет необходимой для этих работ техники», и даже такую: «Ну так колодец-то где? На территории пожарной части и под сугробами. Даже если нас туда пустят, мы от снега не чистим».
Ну и традиционное: «Вызывайте частников. Да, за свой счет». Жители и вызывали. А «частники», сделав, что могли (в частности, достав из канализационных труб целый бордюрный камень и огромного размера булыжник), в итоге также разводили руками — глобальный засор, первопричина всему, был где-то совсем далеко.
В общем, птицы гордые. Не пнешь — не полетят.
Весь этот «футбол» и решительное нежелание не то что помочь жителям, но даже сообщить вышестоящему начальству о проблеме, которая выходит за рамки компетенции тех или иных «низовых исполнителей», привели к тому, что
две недели жители целого многоквартирного дома были лишены возможности пользоваться водой и канализацией — то есть готовить, мыть, соблюдать, пардон, элементарную гигиену.
Хорошо, что руководство соседнего торгового комплекса вошло в положение и, нарушая, в свою очередь, свои санитарные нормы, разрешило жителям, в том числе детям, хотя бы ходить к ним в туалет и мыться по утрам.
Все это — в Челябинске. В 20-х годах XXI века...
К счастью, в мэрии Челябинска, куда обратились изначально за комментариями мои коллеги, есть неравнодушные, нормальные люди. Помогли вызвать на место бригаду МУП "ПОВВ". Правда, сработало ненадолго.
Пришлось писать в мессенджере и звонить совсем уже «наверх». Такому начальству, которое, контролируя эту сферу жизнедеятельности города, в состоянии понять уровень проблемы, сообразить системное решение, а также привести все необходимые ресурсы в рабочее состояние. Порой самым простым способом. Его еще «ипатьевским» называют...
И сразу и техника нужная нашлась, и бригады дежурные и специальные появились, и на территорию пожарной части их пропустили, и бульдозер от снега все вычистил, не только колодцы, но и весь двор. И даже в итоге добрались до одного промпредприятия, на территории которого и оказался основной засор в магистральной канализации (что поделать, так было устроено еще во времена СССР).
В итоге и проблему решили — у людей спустя две недели вновь появилась возможность принять ванную, и саму историю на заметку взяли, с прицелом на то, что что-то весной-летом сделают капитально и больше таких ситуаций в том доме не возникнет.
За что неравнодушному большому начальнику большое же человеческое спасибо.
Сейчас много принято говорить о сложном положении дел в ЖКХ. О том, что инфраструктура изношена до предела, что нынешние вложения в ремонт и строительство новых инженерных коммуникаций в разы меньше минимально необходимых… Все так. Но не меньшая проблема и в обычном человеческом пофигизме. В нежелании беспокоить начальство из-за проблем, в неспособности проявить сочувствие к людям и так далее. И мне думается, что справиться с этой изношенностью человеческих душ будет куда сложнее, чем проложить новые трассы канализации.
Хорошо, что мы, журналисты, иногда можем позвонить «куда надо». Но, во-первых, даже мы можем сделать это лишь иногда. А во-вторых, на все случаи жизни никаких журналистов не напасешься...