[18+]
26 февраля 2024 в 11:50

«Плавать научился раньше, чем ходить»: как челябинские родители адаптируют особенных детей к спорту. ФОТО

Челябинские родители рассказали, какие сложности и задачи встречаются на пути адаптации особенных детей к спорту. Плавание, футбол, хоккей, горнолыжный спорт… Для ребенка это не только полезные физические нагрузки, но и своеобразная умственная терапия. Как подобрать правильный вид спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья? И почему эти возможности на самом деле безграничны? Об этом и не только расскажем во втором репортаже ЕАН ко Дню редких заболеваний.
«Лучшее время — сейчас» — подвеску с такой надписью особенная мама Юлия Кудрина носит, не снимая. Украшение появилось после рождения сына Ильи и служит напоминанием о том, что не надо ничего откладывать на потом. Надо жить здесь и сейчас.
Юлия — инструктор по бочче (игра с килограммовыми шарами), начинающий оратор, бухгалтер, куратор направления «Терапевтические виды спорта» в Центре помощи детям «Бумеранг добра» (Снежинск), волонтер в школе-интернате спортивного профиля (Челябинск). И все это случилось с ней благодаря одному важному человеку в ее жизни — восьмилетнему сыну Илье. У мальчика синдром Ангельмана. У пациентов с такой особенностью слабо развиты мышцы. Дети практически не разговаривают, имеют минимальный набор слов. Поэтому Илья общается с людьми с помощью карточек-рисунков, которые описывают действия: играть, есть, спать, купаться.
«Рождение Ильи, в принципе, перевернуло мою жизнь с ног на голову. Мы начали жизнь с чистого листа. Это был достаточно тяжелый период адаптации, потому что наша семья тогда переехала из Челябинска в Снежинск, и я оказалась одна в неизвестном городе с коляской. С ребенком у меня был день сурка, спасали только подработки», — вспоминает Юлия.
Сначала Илье поставили ДЦП, затем выяснилось, что диагноз ошибочный.
«И я уже не рыдала, как в первый раз, не посыпала голову пеплом. Сказала: «Синдром, так синдром». Мы выяснили, что ни муж, ни я в этом не виноваты, просто так сложилось, так поделились клетки в момент зачатия, мы не носители», — вспоминает девушка.
Через год у Юлии получилось принять особенность Ильи и его инвалидность. Они начали ходить в Центр помощи детям «Бумеранг добра». Девушка занялась волонтерством, а теперь она возглавляет направление адаптивных видов спорта.
Спорт стал неотъемлемой частью реабилитации Ильи. Юлия отдала сына в плавание, когда ему исполнилось полтора года.
«Плавать он научился раньше, чем ходить. Далее мы стали осваивать конный спорт (иппотерапию). Через шесть лет Илья начал участвовать в соревнованиях, а к восьми годам он дорос до Всероссийской спартакиады Специальной Олимпиады России по конному спорту. Он был самым маленьким участником в Москве и занял призовые места: получил золото в «Английской езде» и бронзу в «Рабочей тропе».
Для нас это является классной школой. Я учусь принимать своего ребенка, видеть его работу прежде всего над собой. Я пытаюсь себя переучить не сравнивать его с другими, а сравнивать с самим собой. Понятно, что ему далеко не все удается, но он — молодец, он крут!» — делится Юлия.
Сидя на лошади, особенные дети осваивают другой угол обзора и по-другому ощущают свое тело. Это стимулирует создание новых нейронных связей, что очень важно, объясняет девушка.
В три с половиной года Илья встал на горные лыжи, а в четыре – на ролики. Эти физические нагрузки приносят ему большую радость. Сейчас мальчик увлекся бочче. Эта игра стимулирует глазомер и умственную деятельность.
Для развития адаптивного спорта в городе и области делается много, рассказывает Юлия. Но закрыть все потребности невозможно. Особо «тяжелые» дети остаются без терапии, тренеры опасаются с ними работать.
«Жизнь не стоит на месте, нужно понять, что вы не виноваты, что от психоэмоционального и физического состояния мамы зависит состояние семьи и ребенка. Никогда не опускайте руки, продолжайте мечтать. Закрывая одну дверь, жизнь всегда открывает множество других. Ваша задача — вовремя их рассмотреть. Поэтому реализуйте, творите, любите, вдохновляйтесь, ищите то, что вас заряжает и помогает принять ситуацию. Это очень важно. И просто живите эту жизнь, она у нас одна», — советует Юлия.
В адаптивном спорте важно, чтобы все развивалось в содружестве. Например, должно быть партнерство между государственными органами и некоммерческими организациями. Тогда все причастные будут лояльнее реагировать на потребности нашей целевой аудитории и создавать для нее условия. А интерес и инициатива должны прежде всего исходить из семей, которые в этом заинтересованы. Потому что, по словам Юлии, иждивенческая позиция семей, которые воспитывают детей с особенностями развития, часто просто убивает все старания некоммерческих организаций на корню.
«Никто вам ничего не должен, эта работа совместная, обоюдная, очень кропотливая, она делается и в ваших интересах. Поэтому очень важно двигаться всем заинтересованным сторонам в одном направлении», — рассуждает Юлия.
Чтобы выбрать, какой вид спорта подходит вашему особенному ребенку, необходимо попробовать все. Информация о Центрах, которые предоставляют такую возможность, доступна в интернете. Также проконсультироваться можно и у самой Юлии. Ведь теперь мама особенного ребенка рассказывает их с Ильей историю с открытым сердцем.
«Как бы это странно ни звучало, я переменам в жизни рада, потому что они открыли те дороги, которые зажигают мое сердце и глаза. Когда я вижу успехи детей, наворачиваются слезы радости, а значит, мы все это делаем не зря. Никто не готовит тебя к тому, что родится особенный ребенок, и это твой путь на оставшуюся жизнь. А я сделала нашу историю местом силы», — поделилась Юлия.
Серию репортажей ко Дню редких заболеваний мы начали с истории семьи Шафигиных. Про маленького Леву с большим сердцем можно почитать здесь.
Валентина Яковлева
Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
В Свердловскую область вернутся крепкие морозыВ екатеринбургском аэропорту массовая задержка рейсовЕкатеринбуржцы стали чаще травиться лекарствамиСвердловский Роспотребнадзор предупредил об опасности популярных детских смесейШтрафы за перевозку детей без автокресла увеличиваются сразу вдвоеСвердловские ведомства окончательно отказываются от Telegram