Французский мост в Усть-Катаве, построенный более 100 лет назад, будет внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Соответствующие документы с данными экспертизы появились на сайте комитета по охране культурного наследия Челябинской области.
Инженерное сооружение было построено в 1913-1914 годах для соединения находящегося на левом берегу реки Юрюзани Усть-Катавского завода (теперь это УКВЗ, производит трамваи) и поселка Колония (ныне Первомайский). В поселке жили иностранные, главным образом бельгийские, специалисты, акционеры бельгийского «Южно-Уральского анонимного металлургического общества», которые в тот момент арендовали Усть-Катавский завод. Бельгийцы и, возможно, другие иностранцы, поселившиеся в Колонии, разговаривали на французском языке, поэтому мост и назвали Французским.
Примерно с 1890 года на этом месте стоял деревянный свайный мост, ежегодно разрушавшийся паводком. В 1912 году представители завода купили для моста одну из двух неполных мостовых ферм длиной 88 м, шириной 5 м и высотой 8 м, ранее использовавшихся на реке Большой Кинель у ст. Кротовка Самаро-Златоустовской железной дороги. Мостовые сооружения, рассчитанные на пропуск паровоза и нескольких вагонов, были куплены как лом по 25 копеек за пуд и перевезены в г. Усть-Катав на 22 вагонах. В 1913-1914 гг. мост был собран и установлен бригадой юрюзанских рабочих.
До 1917 года мост тщательно охранялся двумя сторожами, ходить по нему могли только иностранцы. После Февральской революции (с марта 1917 года) проход был разрешен и жителям города. Во время Гражданской войны в июле 1919 года и Французский мост и поселок Усть-Катавский завод были обстреляны колчаковцами, в результате чего на мосту появились три пробоины, которые позднее были заклепаны. Во время наводнения 1943 года были размыты железнодорожные пути, но мост не пострадал. После постройки (1976 год) рядом нового моста длиной 88 м, шириной 4 м и высотой 11 м Французский мост больше не использовался как железнодорожный. В настоящее время он предназначен только для пешеходов, гужевого и автомобильного транспорта. Покрытие проезжей и пешеходной части объекта деревянное. «Объект в целом сохранил исторические объемно-планировочное решение, композицию и подлинную конструктивную систему», - говорится в документах.
Сейчас мост расположен в центральной части города Усть-Катава на реке Юрюзани. Инфраструктура вокруг моста организована плохо: отсутствуют пешеходные дорожки, озеленение вдоль реки хаотичное, велодорожек и инфраструктуры для маломобильных групп населения нет.
С точки зрения экспертов, мост обладает и градостроительной, архитектурно-художественной, исторической, а также строительно-технологической и инженерно-технической ценностью – то есть обладает достаточными ценностными характеристиками для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Новый статус памятника означает, что теперь мост и его внешний вид будут находиться под охраной федеральных, а не только региональных органов власти.