Интересный в Челябинской области политический сезон. Хотя говорят, что политика, а тем более публичная в России и тем более в регионах если не исчезла, то превратилась в нечто церемониально-бюрократически-предсказуемо-управляемое. А смотришь на то, что происходит на самом деле, – жива, жива, старушка, еще как жива! Просто она теперь другая, словно Панночка в «Вие» Гоголя.
Судите сами. Вроде бы на повестке дня – выборы губернатора и депутатов городской думы Челябинска. А главная интрига – кого Алексей Текслер отправит представлять себя в Совет Федерации и кто станет мэром Челябинска.
А все потому, что в победе Алексея Текслера и его втором губернаторском сроке никто не сомневается. Как и в том, что городская дума областного центра будет избрана. Как и в том, что она проголосует, выбирая главу города, ровно на того, на кого укажет глава региона. А уж кто будет спикером этой думы – так нынешний председатель, Андрей Шмидт, более чем наглядно продемонстрировал, насколько вообще этот пост может быть неважен.
Плюс события, которые хоть и носят внешний для области характер и источник, но оказывают влияние на все региональные политические расклады. «Национализация» активов у крупнейшего в прошлом регионального олигархического союза Аристов-Антипов и у бывшего губернатора Михаила Юревича.
А в чуть более отдаленной повестке – продолжение избирательного цикла: в 2025 году выборы в законодательное собрание области (и сенатора от него), а в 2026 году – выборы депутатов Госдумы. И уже сейчас ясно, что персоналии и там и там сменятся, вопрос лишь, на какой процент.
Уже почти шесть лет ЕАН и автор этих строк публикуют исследования региональной политической элиты Челябинской области. И при взгляде на элитные расклады пятилетней давности вспоминается лишь одно: «иных уж нет, а те - далече».
Всю «пятилетку Текслера» в Челябинской области главным политическим процессом была смена элит.
Порой она шла малозаметно, порой – громко. Но итог один – со сцены сходит и вот-вот окончательно сойдет поколение тех, кто вошел в силу в 90-х и 2000-х годах. Из незыблемых – разве что два главных «форбса» региона Виктор Рашников и Константин Струков да персонажи типа Виталия Рыльских. Остальные либо уже не являются элитой, либо вот-вот перестанут таковой быть.
В остальном же «в силу вошло и к власти пришло» следующее поколение региональной элиты. Те, кому сейчас от 40 до 50-55. Со своими интересами, как политическими, так и экономическими. Со своими правилами поведения, сформировавшимися уже в период «второй десятилетки Владимира Путина». Со своим уровнем образования, жизненным и политическим опытом. Со своим взглядом на жизнь и со своими амбициями.
В этом смысле Алексей Текслер для них – что Моисей для народа израилева. Правда, губернатору еще надо не просто перевыбраться, но и «скрижали» с «заповедями» получить «наверху» и донести их суть до «соплеменников». А еще понять, откуда возьмется в бюджете «манна небесная». И вперед, к светлому будущему на нашей суровой челябинской земле обетованной. Но, как и в библейской истории, с ограничениями.
В старые времена ступить на землю обетованную не должен был никто из выросших в рабстве египетском. Потому и скитались евреи 40 лет по пустыне – должны были вырасти свободные от неволи поколения.
Сейчас, видимо, речь о тех, кто «родом из 90-х». Их, как и их время, списывают в утиль. А лет через десять и вовсе забудут. В массовом сознании уж точно.
Впрочем, если так произойдет, никого, кроме себя, челябинские элиты 90-х винить не должны. Сами виноваты.
Другое дело, что и Алексей Текслер не факт что лично доведет регион до статуса «земли обетованной». Но на это другая причина – кадровая. Что-то стало у нас не принято держать кого-то на должности губернатора дольше 10 лет...