Заключительный день «Курчатов феста» проходившего в Челябинске, стал не просто кульминацией замечательного события, но ярким свидетельством того, как под воздействием музыки может меняться даже самая ненастная погода. За тем, как по мановению голосов оперных звезд Ильдара Абдразакова и Елены Стихиной над открытой сценой разошлись тучи и прекратился ливень, наблюдал спецкорр ЕАН.
«Курчатов фест», проходящий в Челябинске второй год на открытой сцене, сооружаемой возле одной из главный достопримечательностей Челябинска – памятнику Игорю Курчатову – событие, задуманное с размахом.
Так, в прошлом году хэдлайнером дебютного фестиваля стала оперная дива Аида Гарифуллина, покорившая зрителей и божественный голосом, и невероятной красотой.
На этот раз программа заняла не один, а два дня. Причем в первый, как бы «разогревочный» день челябинцев радовали Лариса Долина и Олег Аккуратов, устроившие в сопровождении симфонического оркестра Челябинской области настоящую джазовую феерию.
Второй, заключительный день, был вновь отдан звездам классической музыки: солистке Мариинского театра, восходящей звезде Елене Стихиной, и, безусловно, лучшему басу мира, двукратному обладателю «Грэмми» и лауреату Государственной премии РФ (и вот в нынешних политических раскладах не поймешь, что значимее) Ильдару Абдразакову. За дирижерским пультом – худрук Московского государственного симфонического оркестра, гендиректор московского концертного зала «Зарядье» Иван Рудин.
Под стать звездам была и организация фестиваля. Узнавалось мастерство вице-губернатора Вадима Евдокимова и директора Челябинской филармонии Алексея Пелымского.
Зрителей ждал не только максимально вежливый досмотр на входе, но и волонтеры, которые раздавали всем бесплатные программки, ларек с сувенирным мерчем «Курчатов феста», и даже точки общепита (правда, цены кусались, словно бы фестиваль проходил в аэропорту: так, маленький пластиковый бокал игристого стоил 450 рублей). А еще на каждом из 3,5 тысяч кресел была бутылочка с водой, так актуальной в жару. Когда же замаячила перспектива дождя, волонтеры начали раздавать зрителям дождевики. Причем хорошие, качественные, плотные, не рвущиеся от первой же попытки их надеть.
Погода – наверное единственный фактор, который мог как-то помешать фестивалю. Днем по центру Челябинска прошла короткая, но мощная гроза с небольшим градом. И глядя на то, как тучи на вечернем челябинском небе сгущались, направляясь в сторону памятника Курчатову... Предчувствие в итоге не обмануло – аккурат к началу концерта зарядил дождь. Впрочем, публику это не испугало – все 3,5 тысячи зрителей (аншлаг, разумеется, несмотря на цены билетов до 6 тысяч рублей) остались на своих местах, укутавшись в дождевики и спрятавшись под зонтиками.
В этот момент с исполинской, оформленной в стиле оперного театра, сцены раздались первые аккорды – оркестр исполнил Полонез из оперы «Евгений Онегин». «Курчатов фест» дал ответ на вопрос, в каком состоянии находится сейчас коллектив, созданный недавно ушедшим из жизни Адиком Абдурахмановым, формальную замену которому все еще ищут. Так вот, фестиваль, где музыкантам оркестра пришлось играть в разных жанрах музыки, продемонстрировал, что оркестр находятся в отличной форме, и готовы к выступлениям любой сложности. Тем более под рукой такого уверенного и опытного дирижера, как Иван Рудин.
Елена Стихина в первом отделении накинула поверх платья куртку. Воздух и впрямь был очень свеж. Но бархатному, глубокому и сильному голосу артистки это не помешало.
А потом на сцене появился Ильдар Абдразаков. Улыбнулся, поприветствовал зрителей, и произнес: «Сейчас будем тучи разгонять». И каааак выдал во всю мощь арию Эскамильо из «Кармен» Жоржа Бизе. Ту самую, где в русском переводе звучит «Тореадор, смелее в бой!».
Собственно, тут дождь и прекратился. А вскоре и тучи разошлись.
Если в первом отделении солисты сосредоточились на оперной классике, то второе было посвящено песням советских лет, в том числе творчеству Исаака Дунаевского, Александры Пахмутовой и Арно Бабаджаняна.
Елена Стихина с блеском исполнила «Заздравную» из фильма «Весна». А Ильдар Абдзразаков, включил не только бесконечную мощь, но и все свое обаяние, когда исполнял произведения из репертуара Муслима Магомаева. «Благодарю тебя», «Мелодия», «Синяя вечность» – любая из песен в его исполнении заставляла многочисленные женские глаза наполняться набегавшими слезами пополам с улыбкой.
«Какой же он обаяшка», – отметила сидевшая за спиной корреспондента ЕАН женщина чуть в годах, и потянулась в сумку за платочком. И не поспоришь.
...Завершался концерт уже затемно. Елена Стихина и Ильдар Абдразаков исполняя O, sole mio, вдруг перешли на русский, и поблагодарили зрителей:
«Спасибо, спасибо, зритель,
Что в этот вечер не ушли домой!»
А затем на сцену поднялся губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Он поблагодарил артистов и партнеров фестиваля, почтил память Адика Абдурахманова, вновь подтвердил, что «Курчатов фест» будет ежегодным, «и это навсегда».
Со сцены его просто так не отпустили. Микрофон взял Ильдар Абдразаков, и после короткой благодарственной речи взял и исполнил на бис «Очи черные». И как исполнил! Сидевшая в первых рядах Ирина Текслер, как показалось корреспонденту ЕАН, смущенно улыбнулась...
...Тучи окончательно развеялись, включилась подсветка памятника Курчатову, над Городским бором показался яркий полумесяц... Челябинск в эти минуты смотрелся не хуже какого-нибудь Зальцбурга. Если не лучше...