Песня Михаила Шуфутинского «Третье сентября» стала мемом, потому что человеческий мозг защищается юмором от негатива. Так челябинский психоаналитик Александр Савченков объяснил тот факт, что грустная композиция стала поводом для всеобщего смеха в интернете.
«Она стала мемом потому, что ее заездили. Сначала ее Шуфутинский спел, потом были ремиксы. Так случилось, что ее начали всегда включать к конкретной дате — 3 сентября, как в Новый год у нас «В лесу родилась елочка». Это приурочено к конкретному событию. Она приелась людям и поэтому начала перерабатываться за счет цикличности, это стало таким ритуалом и превратилось в абсурд. Песня изначально грустная, но человеческий мозг так работает, что не хочет долго грустить, испытывать эти плохие состояния, и он начинает искать лазейки. Есть такая психическая защита — юмор. Мы высмеиваем то, чего не принимаем в себе. И вот мы высмеиваем эту грусть, мы начинаем постить мемы, ржать над этим, обесценивать, возводить в абсурд. И этот контраст между смыслом и шутками вызывает смех», - поделился психоаналитик с сайтом Pchela.news.
По словам Александра Савченкова, песня стала символом, который привязан к осени.
«Сам образ Шуфутинского стал комичным, поэтому эти мемы нас веселят. Поэтому 3 сентября — это такой день всеобщего безумия, но хорошего безумия. У нас появился еще один повод повеселиться», - пояснил он.
Песня «Третье сентября» вышла в 2002 году и сразу стала хитом. С развитием интернета она была разобрана на цитаты и переросла из музыкальной композиции в феноменально популярный мем, а 3 сентября стали называть Шуфутинов день.

Эдгард Запашный предложил сделать Шуфутинов день 3 сентября в 10:32
