2 декабря в Москве прошел VII Всероссийский съезд судей, на котором присутствовала и делегация из Свердловской области. В составе делегации был председатель Уставного Суда Свердловской области Андрей Гусев, который рассказал ЕАН о тех проблемах, которые поднимались на съезде, и путях их решения.
- Андрей Владимирович, Вы были делегатом VII Всероссийского съезда судей, где выступал, в том числе, и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Расскажите, какие вопросы рассматривались на съезде, что вам показалось наиболее важным?
- Главный вопрос, который обсуждался на прошедшем 2-4 декабря 2008 года в Москве VII Всероссийском съезде судей – повышение качества работы судов, эффективности всей судебной системы. От качества правосудия напрямую зависит уровень защищенности граждан и судебный суверенитет государства. Если не соблюдаются разумные сроки рассмотрения дел, принимаются неправосудные решения, пробуксовывает система исполнения судебных актов, то нарушается конституционное право на доступ к правосудию и эффективную судебную защиту, граждане вынуждены идти в международные суды.
Поэтому в выступлениях и президента Российской Федерации, и председателей высших судов страны подчеркивалось, что самая актуальная задача сегодня – тщательная отладка всех элементов механизма осуществления правосудия. Для этого необходим целый ряд законодательных, организационных и кадровых решений. В плане развития законодательства в сфере правосудия на съезде предлагалось принять большой перечень законов, в том числе закон об информационной открытости судов. Доступным должно быть как само правосудие, так и информация о нем. Чтобы на всех этапах судопроизводства информация о деятельности судов была достоянием общественности, а журналисты могли получать свободный доступ к этим сведениям. Со своей стороны, и органы правосудия вправе ждать от СМИ объективного, непредвзятого освещения своей деятельности. К сожалению, сегодня это далеко не так. Средства массовой информации зачастую искажают суть принятых судебных решений, рисуют суды чуть ли не как самую пораженную коррупцией часть государственного аппарата, что, конечно же, не соответствует действительности.
- Известно, что загруженность российских судов просто колоссальная, а качество судейского корпуса все еще оставляет желать лучшего. Что предлагается сделать в этом направлении?
- Резервы для количественного расширения судейского корпуса уже практически полностью исчерпаны. Сегодня речь должна идти об оптимизации компетенции и равномерном распределении нагрузки между звеньями судебной системы, а также о декриминализации ряда уголовных составов, о подключении механизмов досудебного урегулирования, медиации. Ведь далеко не всякий конфликт, особенно в сферах частной жизни, должен перерастать в судебный спор.
Давно назревшими являются и вопросы судебной специализации. Много говорится о создании ювенальных судов, где будут рассматриваться дела с участием несовершеннолетних, а также судов административных, которые разрешают споры граждан с властью. К таким судам, которые специализируются именно на публичных спорах, где стороной выступают органы государственной или муниципальной власти, относятся Уставный Суд Свердловской области и другие конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Систему этих судов также необходимо развивать, а их полномочия скорректировать с судами других юрисдикций.
Что же касается качества кадров судебных органов, то эта проблема - как, впрочем, и во всем государственном аппарате - является очень острой. Как отметил Медведев в своем выступлении на съезде, «судья должен иметь добротное образование, высокий профессионализм и безупречные личные качества». Ясно, что эту задачу в одночасье не решить. Нужна кропотливая, системная работа как по сохранению, удержанию, продвижению кадров действующих судей, так и по привлечению и обучению новых кадров. На съезде было предложено много новаций, связанных с совершенствованием процедур отбора и подготовки кандидатов в судьи, упрощением существующего порядка переназначения и перемещения судей.
- В своем послании Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев затронул вопрос о передаче мировых судей на федеральный уровень. Обсуждался ли этот вопрос на съезде и когда могут быть реализованы эти новации?
- Мировая юстиция уже сегодня де-факто является низшим звеном системы судов общей юрисдикции. Съезд поддержал инициативу, согласно которой будет выстроена вертикаль этих судов, начинающаяся мировыми и заканчивающаяся Верховным судом РФ. Каких-либо сроков не определялось, поскольку для этого необходимо принять ряд законов. Это позволит также высвободить определенные финансовые резервы, поскольку финансировать мировые суды теперь предполагается полностью из центра.
- Насколько все те проблемы, которые затрагивались на съезде, характерны для судов Свердловской области?
- Свердловская область - один из ведущих субъектов Российской Федерации, в котором действует полностью развернутая система судебной власти, включая не только суды общей и арбитражной юрисдикции разных инстанций, военные и мировые суды, но и такой уникальный орган регионального судебного нормоконтроля, как Уставный суд. Все существующие проблемы судебной системы страны здесь проявляются в той или иной степени. Судами, действующими на территории области, рассматривается большое количество дел, а судейский корпус - один из самых многочисленных и квалифицированных в стране. Поэтому закономерно, что представители всех названных судов не только участвовали в работе съезда судей, но и вошли в сформированные съездом рабочие органы, в частности в Совет Судей Российской Федерации. Надеюсь, что работа в этом авторитетном органе судейского сообщества позволит нам реализовать те предложения по совершенствованию правосудия, о которых сегодня говорилось.
- Каким был уходящий2008 год для Уставного суда?
- 2008 год для Уставного Суда вдвойне знаменательный. Прежде всего, в этом году исполняется 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации. В этом же году Уставный Суд Свердловской области отметил 10-летний юбилей своей деятельности. В 1998 году Свердловская область – первый из субъектов Российской Федерации, не имеющих статуса республики – учредила свой Уставный Суд, основное предназначение которого, – судебная охрана Устава Свердловской области, защита гарантированных Конституцией прав и свобод граждан. Наш суд не только самый опытный из всех уставных судов страны, но и один из наиболее интенсивно работающих органов регионального конституционного правосудия. За истекшие 10 лет работы накоплен уникальный опыт, приняты сотни судебных решений, защищены права и свободы многих граждан - жителей Свердловской области. Свою основную задачу судьи Уставного Суда видят в том, чтобы посредством конституционного правосудия обеспечивать претворение в жизнь идей Конституции и Устава Свердловской области, прямое действие конституционных и уставных норм на областном и муниципальном уровнях. Большинство решений Уставного Суда касаются проверки легитимности муниципальных нормативных правовых актов, то есть охватывают самое низшее звено публичной власти – местное самоуправление, на который полномочия федерального Конституционного суда не распространяются. Судопроизводство в Уставном Суде отвечает самым высоким требованиям и стандартам правосудия, поскольку позволяет любому гражданину без каких-либо препятствий обращаться в суд и в разумные сроки получить судебное разрешение своего спора.
Более подробную информацию о работе Уставного Суда Свердловской области можно получить на сайте Уставного Суда http://ustavsud.ur.ru
Подготовила Татьяна Пашкова, Европейско-Азиатские новости.
- Андрей Владимирович, Вы были делегатом VII Всероссийского съезда судей, где выступал, в том числе, и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Расскажите, какие вопросы рассматривались на съезде, что вам показалось наиболее важным?
- Главный вопрос, который обсуждался на прошедшем 2-4 декабря 2008 года в Москве VII Всероссийском съезде судей – повышение качества работы судов, эффективности всей судебной системы. От качества правосудия напрямую зависит уровень защищенности граждан и судебный суверенитет государства. Если не соблюдаются разумные сроки рассмотрения дел, принимаются неправосудные решения, пробуксовывает система исполнения судебных актов, то нарушается конституционное право на доступ к правосудию и эффективную судебную защиту, граждане вынуждены идти в международные суды.
Поэтому в выступлениях и президента Российской Федерации, и председателей высших судов страны подчеркивалось, что самая актуальная задача сегодня – тщательная отладка всех элементов механизма осуществления правосудия. Для этого необходим целый ряд законодательных, организационных и кадровых решений. В плане развития законодательства в сфере правосудия на съезде предлагалось принять большой перечень законов, в том числе закон об информационной открытости судов. Доступным должно быть как само правосудие, так и информация о нем. Чтобы на всех этапах судопроизводства информация о деятельности судов была достоянием общественности, а журналисты могли получать свободный доступ к этим сведениям. Со своей стороны, и органы правосудия вправе ждать от СМИ объективного, непредвзятого освещения своей деятельности. К сожалению, сегодня это далеко не так. Средства массовой информации зачастую искажают суть принятых судебных решений, рисуют суды чуть ли не как самую пораженную коррупцией часть государственного аппарата, что, конечно же, не соответствует действительности.
- Известно, что загруженность российских судов просто колоссальная, а качество судейского корпуса все еще оставляет желать лучшего. Что предлагается сделать в этом направлении?
- Резервы для количественного расширения судейского корпуса уже практически полностью исчерпаны. Сегодня речь должна идти об оптимизации компетенции и равномерном распределении нагрузки между звеньями судебной системы, а также о декриминализации ряда уголовных составов, о подключении механизмов досудебного урегулирования, медиации. Ведь далеко не всякий конфликт, особенно в сферах частной жизни, должен перерастать в судебный спор.
Давно назревшими являются и вопросы судебной специализации. Много говорится о создании ювенальных судов, где будут рассматриваться дела с участием несовершеннолетних, а также судов административных, которые разрешают споры граждан с властью. К таким судам, которые специализируются именно на публичных спорах, где стороной выступают органы государственной или муниципальной власти, относятся Уставный Суд Свердловской области и другие конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Систему этих судов также необходимо развивать, а их полномочия скорректировать с судами других юрисдикций.
Что же касается качества кадров судебных органов, то эта проблема - как, впрочем, и во всем государственном аппарате - является очень острой. Как отметил Медведев в своем выступлении на съезде, «судья должен иметь добротное образование, высокий профессионализм и безупречные личные качества». Ясно, что эту задачу в одночасье не решить. Нужна кропотливая, системная работа как по сохранению, удержанию, продвижению кадров действующих судей, так и по привлечению и обучению новых кадров. На съезде было предложено много новаций, связанных с совершенствованием процедур отбора и подготовки кандидатов в судьи, упрощением существующего порядка переназначения и перемещения судей.
- В своем послании Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев затронул вопрос о передаче мировых судей на федеральный уровень. Обсуждался ли этот вопрос на съезде и когда могут быть реализованы эти новации?
- Мировая юстиция уже сегодня де-факто является низшим звеном системы судов общей юрисдикции. Съезд поддержал инициативу, согласно которой будет выстроена вертикаль этих судов, начинающаяся мировыми и заканчивающаяся Верховным судом РФ. Каких-либо сроков не определялось, поскольку для этого необходимо принять ряд законов. Это позволит также высвободить определенные финансовые резервы, поскольку финансировать мировые суды теперь предполагается полностью из центра.
- Насколько все те проблемы, которые затрагивались на съезде, характерны для судов Свердловской области?
- Свердловская область - один из ведущих субъектов Российской Федерации, в котором действует полностью развернутая система судебной власти, включая не только суды общей и арбитражной юрисдикции разных инстанций, военные и мировые суды, но и такой уникальный орган регионального судебного нормоконтроля, как Уставный суд. Все существующие проблемы судебной системы страны здесь проявляются в той или иной степени. Судами, действующими на территории области, рассматривается большое количество дел, а судейский корпус - один из самых многочисленных и квалифицированных в стране. Поэтому закономерно, что представители всех названных судов не только участвовали в работе съезда судей, но и вошли в сформированные съездом рабочие органы, в частности в Совет Судей Российской Федерации. Надеюсь, что работа в этом авторитетном органе судейского сообщества позволит нам реализовать те предложения по совершенствованию правосудия, о которых сегодня говорилось.
- Каким был уходящий2008 год для Уставного суда?
- 2008 год для Уставного Суда вдвойне знаменательный. Прежде всего, в этом году исполняется 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации. В этом же году Уставный Суд Свердловской области отметил 10-летний юбилей своей деятельности. В 1998 году Свердловская область – первый из субъектов Российской Федерации, не имеющих статуса республики – учредила свой Уставный Суд, основное предназначение которого, – судебная охрана Устава Свердловской области, защита гарантированных Конституцией прав и свобод граждан. Наш суд не только самый опытный из всех уставных судов страны, но и один из наиболее интенсивно работающих органов регионального конституционного правосудия. За истекшие 10 лет работы накоплен уникальный опыт, приняты сотни судебных решений, защищены права и свободы многих граждан - жителей Свердловской области. Свою основную задачу судьи Уставного Суда видят в том, чтобы посредством конституционного правосудия обеспечивать претворение в жизнь идей Конституции и Устава Свердловской области, прямое действие конституционных и уставных норм на областном и муниципальном уровнях. Большинство решений Уставного Суда касаются проверки легитимности муниципальных нормативных правовых актов, то есть охватывают самое низшее звено публичной власти – местное самоуправление, на который полномочия федерального Конституционного суда не распространяются. Судопроизводство в Уставном Суде отвечает самым высоким требованиям и стандартам правосудия, поскольку позволяет любому гражданину без каких-либо препятствий обращаться в суд и в разумные сроки получить судебное разрешение своего спора.
Более подробную информацию о работе Уставного Суда Свердловской области можно получить на сайте Уставного Суда http://ustavsud.ur.ru
Подготовила Татьяна Пашкова, Европейско-Азиатские новости.