Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника (Коробейникова) отвечает на вопросы посетителей сайта eanews.ru.
ФИО, ник: Косарева Ирина
Вопрос: Насколько необходимо общение с духовным наставником для православного человека? Чем руководствоваться при его выборе?
Дорогая Ирина! Конечно, общение с духовным наставником очень важно. Под руководством опытного духовника гораздо удобнее искоренять греховные привычки, строить свою жизнь по евангельским заповедям, приобретать добродетели. Благодаря общению с наставником человек может понять, как приложить святоотеческое учение, которое он изучает по книгам, к его конкретной жизненной ситуации. Очень часто без наставника мы не можем выбрать и правильное чтение, которое подходило бы нашему душевному устроению и обстоятельствам жизни. Более того, без живого общения между духовными руководителями и их пасомыми невозможно было бы сохранить преемственность в Церкви: так устроено промыслом Божиим, что, начиная с апостольских времен, учение Христово передается не только через Священное Писание, но и через непрерываемую живую связь учителя с учеником. И многие святые отцы часто называют блаженными людей, которые имеют в духовной жизни наставника.
При выборе духовника следует руководствоваться советами святых отцов и выбирать себе наставника, знающего Священное Писание, руководствующегося им в своих наставлениях. Искать того, кто умеет мудро обличить и наставить, а также снисходить к немощам и ошибкам. Для мирян наставником обычно бывает приходской священник, к которому человек ходит на исповедь. Опытный руководитель – это настоящее духовное сокровище для современного человека. Важно помнить это и относиться к своему наставнику с почтением, слушаться его, отсекая своеволие, молиться за него.
ФИО, ник: Антон Колесников
Вопрос: Здравствуйте, матушка, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Что может послужить препятствием для принятия монашества?
Добрый день, Антон! Помехой для принятия монашества могут послужить семейные обстоятельства: супружество или несовершеннолетние дети, нуждающиеся в воспитании. Это то, что касается внешних причин. А поскольку монашеский образ жизни – возвышенный и совершенно отличный от мирского, то внутренним препятствием может явиться нежелание полностью оставить мир, который порой «запинает» различными пристрастиями людей, желающих служить Богу. Для человека, который стремится к монашеству, очень важно стараться еще в миру начать трудиться над собой, над стяжанием добродетелей, приучать себя к терпению скорбей и к кротости в отношении ближних.
ФИО, ник: Esennija
Вопрос: Низкий Вам поклон! Дочь выходит в Германии, замуж за немца. Он очень плохо к нам относится, т.к. любит богатых, а мы такими не являемся.
Благословения не просили. Дочь пригласила на свадьбу. Я желаю им счастья, но ехать очень не хочется из-за сложившихся отношений. Как правильно поступить? Еще раз низко кланяюсь Вам, спасибо.
Благодарю Вас за искреннее письмо, за доверие. В Вашем случае, как мне представляется, очень важно всё же исполнить родительский долг и постараться склонить своё сердце принять будущего зятя ради благополучия дочери. Лучше будет поехать, но только с добрым намерением – с любовью и миром. Взрастите в себе любовь, чтобы она была не только в Вашем сердце, но и распространялась на дочь и ее супруга, старайтесь показать, словно излить ее, чтобы эта любовь покрыла собой всю холодность в отношениях. Возможно, Вам придется чувствовать на себе холодные взгляды зятя, но ни в коем случае не отвечайте тем же – не нужно упрекать, осуждать, старайтесь не замечать неприязнь зятя к Вам. Конечно, тяжело в таких обстоятельствах проявлять любовь, но сейчас очень важно преодолеть себя. Если же Вам будет совсем тяжело и Вы не найдете в себе сил преодолеть возникшую отчужденность, можно не ехать, сославшись на какие-то препятствия, и при этом тепло поблагодарить дочь за приглашение и поздравить с важным событием в ее жизни – но это крайний выход. На самом деле, уверяю Вас, много бывает случаев, когда родители невесты видят холодное отношение со стороны жениха, но если они принимают его доброжелательно, с любовью, лаской, снисхождением и заботой – то всё меняется. Поверьте, сейчас от Вас очень много зависит – зависит вся будущая жизнь дочери и ее семьи: будет ли в их семье любящая теща и бабушка, будет ли Ваша дочь знать, что у нее в Вашем лице есть надежная опора, человек, к которому можно обратиться во всех недоумениях и трудностях. Нужно бояться того, что между Вами и дочерью может вырасти стена – сделайте всё возможное, чтобы стена эта рухнула под напором душевного тепла и любви. Молитесь за дочь, подавайте церковные записки о помощи Божией, о ее здравии, о благополучии. Вы можете написать нам через наш сайт sestry.ru, чтоб мы в монастыре также помолились о мире в Вашем доме. Помоги Вам Господи!
ФИО, ник: радио Радонеж
Вопрос: Как Вы относитесь к введению в школе ОПК?
Конечно, введение в школах предмета «Основы Православной культуры» можно только одобрить. Очень бы хотелось надеяться, что со временем, при условии надлежащей подготовки преподавателей этого предмета и талантливых разработок учебно-методических и наглядных пособий, он займет должное место в ряду других школьных предметов. Высоконравственное воспитание школьников невозможно осуществлять в отрыве от Православного учения, основанного на Божественном Откровении. Оно не противоречит научному познанию, а способствует ему, поскольку познается то, что создано Самим Творцом Вселенной – Богом, а значит, все знания, изобретения, открытия совершаются под Его невидимым руководством, по Его Промыслу. Бог, а не люди является Создателем этого «мира и яже в мире», Он установил законы бытия – а люди лишь познают, открывают, исследуют то, что создано «видимаго и невидимаго» Богом. И именно предмет «Основы Православной культуры» может дать понятию «образование» истинное его значение: восстановить, воссоздать образ Божий в человеке посредством благодати Божией и личных усилий людей.
ФИО, ник: Андрей
Вопрос: В результате отравления снотворным у меня возникла амнезия. Я не помню своих грехов, как мне быть?
Добрый день, Андрей! Хорошо, что Вы так заботитесь о своем покаянии, о том, чтобы исповедовать свои грехи. Прошу Вас не смущаться тем, что Вы не помните всех согрешений. Конечно, Вы понимаете, что Господь – не компьютерная система, которой всё нужно в точности назвать, и покаяние – не строгая формула, где необходимы точный учет и вычисление. Не думайте, что без перечисления всех грехов Господь будто бы не может простить. Бог ведает всё и взирает на сердечное намерение человека, и если сейчас Вы стремитесь к покаянию – Он обязательно увидит это, простит все согрешения и поддержит Вас в желании изменить свою жизнь.
Если человек искренне кается, но по каким-то обстоятельствам или просто по свойственной всем людям забывчивости не может вспомнить всех своих грехов (не намеренно, а именно нечаянно), то грехи эти прощаются человеку при совершении таинства Елеосвящения. Обычно во всех храмах это таинство совершается в Великий пост, но если человек тяжело болен, то для совершения Елеосвящения он может пригласить священника на дом и в другое время.
Когда человек живет полноценной церковной жизнью, следит за своим внутренним состоянием, он ежечасно замечает в себе уклонения от евангельских заповедей – например, все мы постоянно впадаем то в раздражительность, то в осуждение, то в празднословие. Поэтому тому, кто внимателен к себе, всегда будет что сказать на исповеди.
Для того, чтобы помнить, а лучше и записывать свои греховные поступки, важно перечитывать книги, изъясняющие, как подготовиться к исповеди, например «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Немало издано книг, где в виде вопросов и ответов можно найти и свои духовные вопросы, а также ответы на них. Очень хорошо было бы Вам побеседовать и со священником – тогда Вы сможете рассказать подробно о своей ситуации, получить утешение и духовный совет. Священник подскажет и книги, которые Вам лучше почитать. От всего сердца желаем Вам здравия душевного и телесного! Бог Вам в помощь!
ФИО, ник: Алена
Вопрос: Хотим крестить ребенка. Подскажите, могут ли его крестными быть собственные родители, потому что мы никак не можем найти достойных кандидатур среди знакомых. И вообще, какими качествами должен обладать крестный? Обязательно ли их должно быть двое. Спасибо за ответ.
Очень хорошо, что Ваша семья понимает необходимость крещения, дай Бог Вашему ребенку скорее принять это великое Таинство! Что касается Вашего вопроса, церковные правила не предусматривают того, чтобы родители были крестными восприемниками при Крещении ребенка, т.к. они уже несут ответственность за воспитание дитяти в духе христианского благочестия. Кроме того, мужчина и женщина, ставшие крестными одного ребенка, в будущем могут жить уже только как брат с сестрой. Бабушки и дедушки, дяди и тети и более дальние родственники и не родственники, православно верующие люди вполне могут стать крестными. В крайнем случае, крестным может стать священник, если он даст согласие.
Обязательного условия, что крестных должно быть именно двое, нет. Это благочестивая традиция, но можно сделать от нее отступление. Крестный должен быть не просто крещеным человеком, но и верующим, имеющим какой-то опыт духовной жизни. Церковь недаром ввела это установление – чтобы у ребенка кроме родителей были еще крестные. Это своего рода гарантия того, что ребенок будет научен Православной вере и воспитан истинным христианином. Крестный – не просто свидетель, участник праздника крещения, как это часто сейчас воспринимают. Его роль не формальная, он берет на себя серьезные обязательства и будет отвечать за крестника на Страшном Суде. Поэтому лучше доверить это важное дело такому человеку, который сам укреплен в вере, имеет правильные понятия о ней и сознает, что его спасение в вечности зависит от того, как он воспитает крестника.
Каждому желающему принять крещение или, если крещаемый – маленький ребенок, то его крестному, необходимо пройти огласительные беседы со священником. Бесед обычно бывает 4-5. В нашем монастыре они проходят в часовне святого Александра Невского в дендропарке по вторникам и четвергам в 18.00 без предварительной записи. Подробнее прочитать о Крещении и обязанностях крестных Вы можете здесь -http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/kreschenie/
ФИО, ник: ELena
Вопрос: Периодически хочется уйти от мира, посвятить себя Богу, но возможности такой нет – некому будет содержать родителей, помогать детям, племянникам. Есть ли в православных монастырях такая практика, чтоб человек не принимал постриг, но, допустим, в год пару недель, месяц жил и работал при монастыре? Спасибо.
Дорогая Елена! Да, такая практика существует. Православные люди довольно часто совершают такие поездки, живут некоторое время в монастыре, трудятся и молятся вместе с сестринством или братством. Они приезжают, чтобы отдохнуть от городской суеты, поработать во славу Божию, поисповедоваться, получить духовный совет. Для того, чтобы приехать в наш монастырь, Вы можете прийти в монастырский храм Всех Святых в Зеленой Роще, побеседовать со священником и, получив, его благословение, договориться о приезде.
ФИО, ник: Олег М.
Вопрос: Добрый день! С нетерпением жду возрождения всей обители. Скажите, планируется ли восстановление, целиком или частично, некогда утраченного кладбища и пруда, которые существовали на территории монастыря.
Благодарю Вас за вопрос, Олег. Очень радует, что Вы так хорошо знаете историю нашего монастыря, проявляете участие к его судьбе. Сестры монастыря также с нетерпением ждут возрождения всей обители, словно возвращения на некую обетованную землю.
Восстановить кладбище мы, к сожалению, не можем, поскольку на его месте в советские годы был разбит парк «Зеленая Роща». Но у монастырского собора во имя святого Александра Невского также обнаружено несколько захоронений. Имена некоторых из погребенных там людей известны, других – нет. Когда после восстановления собора мы будем благоустраивать территорию вокруг него, то намереваемся сделать надгробия и кресты над этими могилами и, таким образом, восстановить возле храма часть дореволюционного некрополя.
О восстановлении пруда мы пока что не думали, поскольку обители передана лишь малая часть ее исторической территории. Нам возвращено только три корпуса и три храма, и, конечно обустраивать пруд пока не представляется возможным.
ФИО, ник: Илона К.
Вопрос: Добрый день, игумения Домника. Объясните, пожалуйста, почему в католичестве и православии такое разное отношение к прихожанам? В костел можно прийти прямо с велопрогулки, в шортах, кроссовках, а перед тем, как идти в православный храм, надо непременно одеяние продумать, чтоб ничего не просвечивало, не открывало, платок прихватить… Ведь мы все христиане, и Бог у нас один.
Здравствуйте, Илона. Во-первых, хотелось бы отметить, что в Вашем вопросе затрагивается, прежде всего, отличие в отношении не к прихожанам, а к самому храму. Для нас храм – рай на земле, дом Божий, где незримо пребывает сугубая благодать Святого Духа. Двери храма открыты для всех желающих, но нельзя думать, что это обычное общественное заведение вроде музея или офиса. Конечно, если человек пришел в церковь в тяжелом душевном состоянии, потрясенный постигшей его скорбью, то любой благоразумный священник в таком случае не будет обращать внимание на внешний вид. Но если мы примем это за норму, то получится, что не мир будет тянуться к Богу, а наоборот, Божественное должно будет опускаться в нравственном смысле до мирского. Подобное в церковной истории было уже не раз, и заканчивалось всегда полным оскудением духовной жизни в несчастном обществе, решившимся на это.
Храм есть Небо на земле, а мы все призваны стать небесными жителями. Службы в православном храме, все церковные Таинства (Исповедь, Причастие и д.т.) совершаются благоговейно в соответствии с церковными правилами. Эти правила – не что-то привнесенное извне, а веками приобретенный опыт, они помогают человеку сосредоточиться в себе, предстоять пред Богом в молитве сердечной «со страхом и трепетом», то есть с глубочайшим благоговением и любовью к Нему, с глубочайшим покаянием о грехах своих. Приведу житейский пример. Есть много организаций, в которых принята определенная форма поведения, одежды и т.п., и все это ради того, чтобы лучше достигать цели, стоящей перед этими организациями. И мы, понимая необходимость, легко покоряемся этим принятым правилам. Также и храм: это место общения с Богом, и когда соблюдаются эти правила, выработанные молитвенным опытом святых отцов, то человек чувствует, что в таком храме ему легче молиться, легче чувствовать близость Божию.
Дорогая Илона, Вам нужно чуть-чуть потерпеть эти мнимые неудобства, не оставлять посещение храма, стараться больше узнать о Православии – и очень скоро Вам откроется его небесная чистота, красота и святость.
ФИО, ник: Антонина
Вопрос: Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о передаче в собственность церкви имущества религиозного назначения, которое сейчас находится в государственной или муниципальной собственности. Как Вы считаете, необходим ли такой закон? Способны ли религиозные организации содержать это имущество?
Здравствуйте, Антонина. Благодарю Вас за вопрос, задевающий непростую тему. Мы, конечно, приветствуем передачу Церкви ее имущества, несмотря на то, что в воссоздании храмов и других церковных зданий есть определенные трудности. Если Вас беспокоит сохранность памятников истории и культуры, каковыми являются многие церковные строения, то тут опасения напрасны, т.к. все они находятся под охраной государства. Ситуация такова, что в случае, если Церкви будут возвращаться эксплуатируемые здания, то на их реконструкцию и содержание не потребуется больших средств; чаще же всего передаются здания, находящиеся в запустении, в аварийном состоянии. Их восстановление требует значительного финансирования, но, как Вы знаете, находятся люди, желающие поддержать Церковь, и большинство передающихся храмов возрождаются, реставрируются. Стоит заметить, что, не дожидаясь передачи церковного имущества, Православная Церковь строит новые храмы, как говорится «с нуля». А восстанавливать дореволюционные храмы гораздо легче в финансовом отношении, чем возводить новые. Кроме того, очень важно, что Церковь не просто строит и содержит новые храмы, монастырские комплексы, другие здания, но эти храмы, благотворительные учреждения, просветительские центры сразу же становятся неотъемлемой частью духовной жизни современного общества. С духовной точки зрения передача имущества также важна: все храмы и корпуса строились на пожертвования верующих, с молитвой, все они освящались, и доколе там (особенно в храме) размещаются посторонние светские службы, дотоле продолжается святотатство и кощунство на нашей земле, которая за это лишается благословения Божиего.
ФИО, ник: католик
Вопрос: Существует ли четкая позиция Церкви в перекрещивании людей другой веры в православие? Например, католиков. Не считается ли это грехом, вновь совершать таинство крещения над уже крещеным хоть и в католицизме? Что делать, если человек был католиком, а хочет стать православным?
Добрый день! Прекрасно, когда у человека возникают духовные искания, стремление к истине, стремление найти верный путь к Богу. Искания эти – спасительны, они исходят от Бога и принимаются Господом, как принимает любвеобильный отец своего возвратившегося из дальнего странствия сына.
Тех, кто крещены по правильной формуле Крещения с призыванием Святой Троицы (а именно так и крестят в католичестве), в Русской Православной Церкви чаще всего принимают через Миропомазание – но окончательное решение в каждом случае принимает архиерей, который рассматривает конкретную ситуацию человека. В греческих Церквях обращающихся из католичества принимают через Крещение. Такое различие объясняется церковными принципами акривии, то есть строгого следования канонам и правилам, и икономии, то есть снисхождения.
Не смущайтесь тем, что в подобных случаях якобы повторно совершается таинство Крещения: о таинствах, в точном смысле этого слова, можно говорить только в лоне Православной Церкви.
Конечно, если у человека возникло желание перейти из католичества в Православие, то Церковь с радостью примет его. С просьбой о присоединении обращаются обычно к Владыке, но вначале можно подойти к любому священнику – и он постарается помочь, выслушать и передать Владыке Вашу просьбу. Могу порекомендовать побеседовать с кем-либо из священников нашей обители, поскольку они смогут посоветовать необходимую литературу и ответить на духовные вопросы. Сердечно желаю Вам решиться на этот шаг и через Миропомазание обрести полноту истинной жизни о Христе. Сам Господь да поможет Вам!
ФИО, ник: Косарева Ирина
Вопрос: Насколько необходимо общение с духовным наставником для православного человека? Чем руководствоваться при его выборе?
Дорогая Ирина! Конечно, общение с духовным наставником очень важно. Под руководством опытного духовника гораздо удобнее искоренять греховные привычки, строить свою жизнь по евангельским заповедям, приобретать добродетели. Благодаря общению с наставником человек может понять, как приложить святоотеческое учение, которое он изучает по книгам, к его конкретной жизненной ситуации. Очень часто без наставника мы не можем выбрать и правильное чтение, которое подходило бы нашему душевному устроению и обстоятельствам жизни. Более того, без живого общения между духовными руководителями и их пасомыми невозможно было бы сохранить преемственность в Церкви: так устроено промыслом Божиим, что, начиная с апостольских времен, учение Христово передается не только через Священное Писание, но и через непрерываемую живую связь учителя с учеником. И многие святые отцы часто называют блаженными людей, которые имеют в духовной жизни наставника.
При выборе духовника следует руководствоваться советами святых отцов и выбирать себе наставника, знающего Священное Писание, руководствующегося им в своих наставлениях. Искать того, кто умеет мудро обличить и наставить, а также снисходить к немощам и ошибкам. Для мирян наставником обычно бывает приходской священник, к которому человек ходит на исповедь. Опытный руководитель – это настоящее духовное сокровище для современного человека. Важно помнить это и относиться к своему наставнику с почтением, слушаться его, отсекая своеволие, молиться за него.
ФИО, ник: Антон Колесников
Вопрос: Здравствуйте, матушка, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Что может послужить препятствием для принятия монашества?
Добрый день, Антон! Помехой для принятия монашества могут послужить семейные обстоятельства: супружество или несовершеннолетние дети, нуждающиеся в воспитании. Это то, что касается внешних причин. А поскольку монашеский образ жизни – возвышенный и совершенно отличный от мирского, то внутренним препятствием может явиться нежелание полностью оставить мир, который порой «запинает» различными пристрастиями людей, желающих служить Богу. Для человека, который стремится к монашеству, очень важно стараться еще в миру начать трудиться над собой, над стяжанием добродетелей, приучать себя к терпению скорбей и к кротости в отношении ближних.
ФИО, ник: Esennija
Вопрос: Низкий Вам поклон! Дочь выходит в Германии, замуж за немца. Он очень плохо к нам относится, т.к. любит богатых, а мы такими не являемся.
Благословения не просили. Дочь пригласила на свадьбу. Я желаю им счастья, но ехать очень не хочется из-за сложившихся отношений. Как правильно поступить? Еще раз низко кланяюсь Вам, спасибо.
Благодарю Вас за искреннее письмо, за доверие. В Вашем случае, как мне представляется, очень важно всё же исполнить родительский долг и постараться склонить своё сердце принять будущего зятя ради благополучия дочери. Лучше будет поехать, но только с добрым намерением – с любовью и миром. Взрастите в себе любовь, чтобы она была не только в Вашем сердце, но и распространялась на дочь и ее супруга, старайтесь показать, словно излить ее, чтобы эта любовь покрыла собой всю холодность в отношениях. Возможно, Вам придется чувствовать на себе холодные взгляды зятя, но ни в коем случае не отвечайте тем же – не нужно упрекать, осуждать, старайтесь не замечать неприязнь зятя к Вам. Конечно, тяжело в таких обстоятельствах проявлять любовь, но сейчас очень важно преодолеть себя. Если же Вам будет совсем тяжело и Вы не найдете в себе сил преодолеть возникшую отчужденность, можно не ехать, сославшись на какие-то препятствия, и при этом тепло поблагодарить дочь за приглашение и поздравить с важным событием в ее жизни – но это крайний выход. На самом деле, уверяю Вас, много бывает случаев, когда родители невесты видят холодное отношение со стороны жениха, но если они принимают его доброжелательно, с любовью, лаской, снисхождением и заботой – то всё меняется. Поверьте, сейчас от Вас очень много зависит – зависит вся будущая жизнь дочери и ее семьи: будет ли в их семье любящая теща и бабушка, будет ли Ваша дочь знать, что у нее в Вашем лице есть надежная опора, человек, к которому можно обратиться во всех недоумениях и трудностях. Нужно бояться того, что между Вами и дочерью может вырасти стена – сделайте всё возможное, чтобы стена эта рухнула под напором душевного тепла и любви. Молитесь за дочь, подавайте церковные записки о помощи Божией, о ее здравии, о благополучии. Вы можете написать нам через наш сайт sestry.ru, чтоб мы в монастыре также помолились о мире в Вашем доме. Помоги Вам Господи!
ФИО, ник: радио Радонеж
Вопрос: Как Вы относитесь к введению в школе ОПК?
Конечно, введение в школах предмета «Основы Православной культуры» можно только одобрить. Очень бы хотелось надеяться, что со временем, при условии надлежащей подготовки преподавателей этого предмета и талантливых разработок учебно-методических и наглядных пособий, он займет должное место в ряду других школьных предметов. Высоконравственное воспитание школьников невозможно осуществлять в отрыве от Православного учения, основанного на Божественном Откровении. Оно не противоречит научному познанию, а способствует ему, поскольку познается то, что создано Самим Творцом Вселенной – Богом, а значит, все знания, изобретения, открытия совершаются под Его невидимым руководством, по Его Промыслу. Бог, а не люди является Создателем этого «мира и яже в мире», Он установил законы бытия – а люди лишь познают, открывают, исследуют то, что создано «видимаго и невидимаго» Богом. И именно предмет «Основы Православной культуры» может дать понятию «образование» истинное его значение: восстановить, воссоздать образ Божий в человеке посредством благодати Божией и личных усилий людей.
ФИО, ник: Андрей
Вопрос: В результате отравления снотворным у меня возникла амнезия. Я не помню своих грехов, как мне быть?
Добрый день, Андрей! Хорошо, что Вы так заботитесь о своем покаянии, о том, чтобы исповедовать свои грехи. Прошу Вас не смущаться тем, что Вы не помните всех согрешений. Конечно, Вы понимаете, что Господь – не компьютерная система, которой всё нужно в точности назвать, и покаяние – не строгая формула, где необходимы точный учет и вычисление. Не думайте, что без перечисления всех грехов Господь будто бы не может простить. Бог ведает всё и взирает на сердечное намерение человека, и если сейчас Вы стремитесь к покаянию – Он обязательно увидит это, простит все согрешения и поддержит Вас в желании изменить свою жизнь.
Если человек искренне кается, но по каким-то обстоятельствам или просто по свойственной всем людям забывчивости не может вспомнить всех своих грехов (не намеренно, а именно нечаянно), то грехи эти прощаются человеку при совершении таинства Елеосвящения. Обычно во всех храмах это таинство совершается в Великий пост, но если человек тяжело болен, то для совершения Елеосвящения он может пригласить священника на дом и в другое время.
Когда человек живет полноценной церковной жизнью, следит за своим внутренним состоянием, он ежечасно замечает в себе уклонения от евангельских заповедей – например, все мы постоянно впадаем то в раздражительность, то в осуждение, то в празднословие. Поэтому тому, кто внимателен к себе, всегда будет что сказать на исповеди.
Для того, чтобы помнить, а лучше и записывать свои греховные поступки, важно перечитывать книги, изъясняющие, как подготовиться к исповеди, например «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Немало издано книг, где в виде вопросов и ответов можно найти и свои духовные вопросы, а также ответы на них. Очень хорошо было бы Вам побеседовать и со священником – тогда Вы сможете рассказать подробно о своей ситуации, получить утешение и духовный совет. Священник подскажет и книги, которые Вам лучше почитать. От всего сердца желаем Вам здравия душевного и телесного! Бог Вам в помощь!
ФИО, ник: Алена
Вопрос: Хотим крестить ребенка. Подскажите, могут ли его крестными быть собственные родители, потому что мы никак не можем найти достойных кандидатур среди знакомых. И вообще, какими качествами должен обладать крестный? Обязательно ли их должно быть двое. Спасибо за ответ.
Очень хорошо, что Ваша семья понимает необходимость крещения, дай Бог Вашему ребенку скорее принять это великое Таинство! Что касается Вашего вопроса, церковные правила не предусматривают того, чтобы родители были крестными восприемниками при Крещении ребенка, т.к. они уже несут ответственность за воспитание дитяти в духе христианского благочестия. Кроме того, мужчина и женщина, ставшие крестными одного ребенка, в будущем могут жить уже только как брат с сестрой. Бабушки и дедушки, дяди и тети и более дальние родственники и не родственники, православно верующие люди вполне могут стать крестными. В крайнем случае, крестным может стать священник, если он даст согласие.
Обязательного условия, что крестных должно быть именно двое, нет. Это благочестивая традиция, но можно сделать от нее отступление. Крестный должен быть не просто крещеным человеком, но и верующим, имеющим какой-то опыт духовной жизни. Церковь недаром ввела это установление – чтобы у ребенка кроме родителей были еще крестные. Это своего рода гарантия того, что ребенок будет научен Православной вере и воспитан истинным христианином. Крестный – не просто свидетель, участник праздника крещения, как это часто сейчас воспринимают. Его роль не формальная, он берет на себя серьезные обязательства и будет отвечать за крестника на Страшном Суде. Поэтому лучше доверить это важное дело такому человеку, который сам укреплен в вере, имеет правильные понятия о ней и сознает, что его спасение в вечности зависит от того, как он воспитает крестника.
Каждому желающему принять крещение или, если крещаемый – маленький ребенок, то его крестному, необходимо пройти огласительные беседы со священником. Бесед обычно бывает 4-5. В нашем монастыре они проходят в часовне святого Александра Невского в дендропарке по вторникам и четвергам в 18.00 без предварительной записи. Подробнее прочитать о Крещении и обязанностях крестных Вы можете здесь -http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/kreschenie/
ФИО, ник: ELena
Вопрос: Периодически хочется уйти от мира, посвятить себя Богу, но возможности такой нет – некому будет содержать родителей, помогать детям, племянникам. Есть ли в православных монастырях такая практика, чтоб человек не принимал постриг, но, допустим, в год пару недель, месяц жил и работал при монастыре? Спасибо.
Дорогая Елена! Да, такая практика существует. Православные люди довольно часто совершают такие поездки, живут некоторое время в монастыре, трудятся и молятся вместе с сестринством или братством. Они приезжают, чтобы отдохнуть от городской суеты, поработать во славу Божию, поисповедоваться, получить духовный совет. Для того, чтобы приехать в наш монастырь, Вы можете прийти в монастырский храм Всех Святых в Зеленой Роще, побеседовать со священником и, получив, его благословение, договориться о приезде.
ФИО, ник: Олег М.
Вопрос: Добрый день! С нетерпением жду возрождения всей обители. Скажите, планируется ли восстановление, целиком или частично, некогда утраченного кладбища и пруда, которые существовали на территории монастыря.
Благодарю Вас за вопрос, Олег. Очень радует, что Вы так хорошо знаете историю нашего монастыря, проявляете участие к его судьбе. Сестры монастыря также с нетерпением ждут возрождения всей обители, словно возвращения на некую обетованную землю.
Восстановить кладбище мы, к сожалению, не можем, поскольку на его месте в советские годы был разбит парк «Зеленая Роща». Но у монастырского собора во имя святого Александра Невского также обнаружено несколько захоронений. Имена некоторых из погребенных там людей известны, других – нет. Когда после восстановления собора мы будем благоустраивать территорию вокруг него, то намереваемся сделать надгробия и кресты над этими могилами и, таким образом, восстановить возле храма часть дореволюционного некрополя.
О восстановлении пруда мы пока что не думали, поскольку обители передана лишь малая часть ее исторической территории. Нам возвращено только три корпуса и три храма, и, конечно обустраивать пруд пока не представляется возможным.
ФИО, ник: Илона К.
Вопрос: Добрый день, игумения Домника. Объясните, пожалуйста, почему в католичестве и православии такое разное отношение к прихожанам? В костел можно прийти прямо с велопрогулки, в шортах, кроссовках, а перед тем, как идти в православный храм, надо непременно одеяние продумать, чтоб ничего не просвечивало, не открывало, платок прихватить… Ведь мы все христиане, и Бог у нас один.
Здравствуйте, Илона. Во-первых, хотелось бы отметить, что в Вашем вопросе затрагивается, прежде всего, отличие в отношении не к прихожанам, а к самому храму. Для нас храм – рай на земле, дом Божий, где незримо пребывает сугубая благодать Святого Духа. Двери храма открыты для всех желающих, но нельзя думать, что это обычное общественное заведение вроде музея или офиса. Конечно, если человек пришел в церковь в тяжелом душевном состоянии, потрясенный постигшей его скорбью, то любой благоразумный священник в таком случае не будет обращать внимание на внешний вид. Но если мы примем это за норму, то получится, что не мир будет тянуться к Богу, а наоборот, Божественное должно будет опускаться в нравственном смысле до мирского. Подобное в церковной истории было уже не раз, и заканчивалось всегда полным оскудением духовной жизни в несчастном обществе, решившимся на это.
Храм есть Небо на земле, а мы все призваны стать небесными жителями. Службы в православном храме, все церковные Таинства (Исповедь, Причастие и д.т.) совершаются благоговейно в соответствии с церковными правилами. Эти правила – не что-то привнесенное извне, а веками приобретенный опыт, они помогают человеку сосредоточиться в себе, предстоять пред Богом в молитве сердечной «со страхом и трепетом», то есть с глубочайшим благоговением и любовью к Нему, с глубочайшим покаянием о грехах своих. Приведу житейский пример. Есть много организаций, в которых принята определенная форма поведения, одежды и т.п., и все это ради того, чтобы лучше достигать цели, стоящей перед этими организациями. И мы, понимая необходимость, легко покоряемся этим принятым правилам. Также и храм: это место общения с Богом, и когда соблюдаются эти правила, выработанные молитвенным опытом святых отцов, то человек чувствует, что в таком храме ему легче молиться, легче чувствовать близость Божию.
Дорогая Илона, Вам нужно чуть-чуть потерпеть эти мнимые неудобства, не оставлять посещение храма, стараться больше узнать о Православии – и очень скоро Вам откроется его небесная чистота, красота и святость.
ФИО, ник: Антонина
Вопрос: Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о передаче в собственность церкви имущества религиозного назначения, которое сейчас находится в государственной или муниципальной собственности. Как Вы считаете, необходим ли такой закон? Способны ли религиозные организации содержать это имущество?
Здравствуйте, Антонина. Благодарю Вас за вопрос, задевающий непростую тему. Мы, конечно, приветствуем передачу Церкви ее имущества, несмотря на то, что в воссоздании храмов и других церковных зданий есть определенные трудности. Если Вас беспокоит сохранность памятников истории и культуры, каковыми являются многие церковные строения, то тут опасения напрасны, т.к. все они находятся под охраной государства. Ситуация такова, что в случае, если Церкви будут возвращаться эксплуатируемые здания, то на их реконструкцию и содержание не потребуется больших средств; чаще же всего передаются здания, находящиеся в запустении, в аварийном состоянии. Их восстановление требует значительного финансирования, но, как Вы знаете, находятся люди, желающие поддержать Церковь, и большинство передающихся храмов возрождаются, реставрируются. Стоит заметить, что, не дожидаясь передачи церковного имущества, Православная Церковь строит новые храмы, как говорится «с нуля». А восстанавливать дореволюционные храмы гораздо легче в финансовом отношении, чем возводить новые. Кроме того, очень важно, что Церковь не просто строит и содержит новые храмы, монастырские комплексы, другие здания, но эти храмы, благотворительные учреждения, просветительские центры сразу же становятся неотъемлемой частью духовной жизни современного общества. С духовной точки зрения передача имущества также важна: все храмы и корпуса строились на пожертвования верующих, с молитвой, все они освящались, и доколе там (особенно в храме) размещаются посторонние светские службы, дотоле продолжается святотатство и кощунство на нашей земле, которая за это лишается благословения Божиего.
ФИО, ник: католик
Вопрос: Существует ли четкая позиция Церкви в перекрещивании людей другой веры в православие? Например, католиков. Не считается ли это грехом, вновь совершать таинство крещения над уже крещеным хоть и в католицизме? Что делать, если человек был католиком, а хочет стать православным?
Добрый день! Прекрасно, когда у человека возникают духовные искания, стремление к истине, стремление найти верный путь к Богу. Искания эти – спасительны, они исходят от Бога и принимаются Господом, как принимает любвеобильный отец своего возвратившегося из дальнего странствия сына.
Тех, кто крещены по правильной формуле Крещения с призыванием Святой Троицы (а именно так и крестят в католичестве), в Русской Православной Церкви чаще всего принимают через Миропомазание – но окончательное решение в каждом случае принимает архиерей, который рассматривает конкретную ситуацию человека. В греческих Церквях обращающихся из католичества принимают через Крещение. Такое различие объясняется церковными принципами акривии, то есть строгого следования канонам и правилам, и икономии, то есть снисхождения.
Не смущайтесь тем, что в подобных случаях якобы повторно совершается таинство Крещения: о таинствах, в точном смысле этого слова, можно говорить только в лоне Православной Церкви.
Конечно, если у человека возникло желание перейти из католичества в Православие, то Церковь с радостью примет его. С просьбой о присоединении обращаются обычно к Владыке, но вначале можно подойти к любому священнику – и он постарается помочь, выслушать и передать Владыке Вашу просьбу. Могу порекомендовать побеседовать с кем-либо из священников нашей обители, поскольку они смогут посоветовать необходимую литературу и ответить на духовные вопросы. Сердечно желаю Вам решиться на этот шаг и через Миропомазание обрести полноту истинной жизни о Христе. Сам Господь да поможет Вам!
Европейско-Азиатские новости.