Вот уже вторую неделю Свердловская область живет с новым губернатором. С Александром Мишариным уральские политики и бизнесмены связывают не только внешние перемены (например, смену состава правительства) в жизни области, но и некоторых качественных изменений.
Поводы для таких ожиданий, по всей видимости, дают публичные выступления Мишарина (очевидно, мода на трактовку «сигналов» добралась и до нашего региона), в которых губернатор не только прозрачно намекал на кадровые изменения, но и вслед за президентом часто упоминал слово «инновации». Вообще, Мишарин уже не раз успел продемонстрировать глубокое знание тезисов послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию.
В частности, затронул глава региона и ставшую практически родной для президента тему коррупции. Выступая в день утверждения своей кандидатуры на пост губернатора перед депутатами Заксобрания, Мишарин заявил о необходимости создания электронного правительства, внедрение которого позволит снизить уровень коррупции. «Чем меньше гражданин общается с чиновником непосредственно, тем ниже уровень коррупции», - заявил Мишарин.
Агентство ЕАН предоставляет слово чиновникам и политикам Свердловской области, а также представителям общественных объединений, которые делятся своими мыслями о том, как изменится и изменится ли вообще ситуация с коррупцией в нашем регионе с приходом нового губернатора и связан ли этот процесс с процессом смены власти.
Алексей Бочаров, и.о. председателя Антикоррупционного комитета по Свердловской области: «То, что новый губернатор Свердловской области Александр Мишарин уже заявил о необходимости противодействия коррупции, - вполне закономерный шаг. В свете решительных антикоррупционных инициатив президента Дмитрия Медведева иного варианта действий у фактически назначенного им же главы региона быть не может.
Если говорить о конкретных направлениях борьбы с должностными злоупотреблениями, то здесь, на наш взгляд, у администрации губернатора есть два ключевых вектора.
Во-первых, методы административного и дисциплинарного воздействия. Именно их имел в виду президент в своём недавнем послании Федеральному Собранию, когда говорил, что одними посадками коррупцию не победить. Нужна новая культура чиновничьего поведения. Антикоррупционный комитет по Свердловской области действует с 2002 года, и мы наблюдаем, что положительная динамика в этой сфере всё-таки есть. Вместе с тем, много и слабых мест, на которые прежняя администрация области откровенно закрывала глаза. И здесь как нельзя кстати будут инициативы нового губернатора. К примеру, в части усиления антикоррупционной экспертизы законодательства (реальной, а не формальной!), пропаганды, обязательного привлечения общественности к противодействию коррупции, тщательного мониторинга СМИ (чтобы не оставались незамеченными коррупционные скандалы в Дегтярске, Лесном, Каменске-Уральском и других городах). Было бы неплохо преобразовать соответствующий Совет при губернаторе, который сегодня по сути является декоративным органом, всего лишь данью политической моде.
Вторым главным направлением деятельности нового губернатора по противодействию коррупции может стать качественно иное взаимодействие с правоохранительными органами. Силовики находятся в федеральном подчинении, но именно в их исключительной компетенции находятся уголовно-правовые меры. Опять же вернёмся к президентскому посланию, в котором глава государства подчеркнул: коррупционеров сажать надо! Выявление преступлений коррупционной направленности, доследственные проверки, возбуждение уголовных дел, отстранение нерадивых чиновников от должности – прямая обязанность органов правоохраны.
Не секрет, что в администрации губернатора скапливается большой массив информации о реальных и возможных злоупотреблениях областных и местных чиновников. Если эти данные не будут, как прежде, складываться под сукно, в долгий ящик, а будут, к примеру, безотлагательно направляться в прокуратуру, в органы Следственного комитета при прокуратуре, в ГУВД для надлежащей уголовно-правовой оценки, то это испортит жизнь многим коррупционерам. Более того, сам губернатор, с его сегодняшним статусом «человека президента» может принципиально требовать от областных силовиков активизации работы, пресечения волокиты и формализма в сфере противодействия коррупции».
Аркадий Чернецкий, мэр Екатеринбурга: «Коррупция – страшное зло, оно мешает развитию, развращает жителей. Мы всегда гордились тем, что в администрации города всегда все было более-менее благополучно. Я не могу поручиться за весь коллектив администрации из 1,5 тысячи человек, но я могу говорить за руководителей администрации. Недавние же обыски в мэрии я бы не стал связывать с приходом нового губернатора. Один губернатор ушел, другой пришел».
Поводы для таких ожиданий, по всей видимости, дают публичные выступления Мишарина (очевидно, мода на трактовку «сигналов» добралась и до нашего региона), в которых губернатор не только прозрачно намекал на кадровые изменения, но и вслед за президентом часто упоминал слово «инновации». Вообще, Мишарин уже не раз успел продемонстрировать глубокое знание тезисов послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию.
В частности, затронул глава региона и ставшую практически родной для президента тему коррупции. Выступая в день утверждения своей кандидатуры на пост губернатора перед депутатами Заксобрания, Мишарин заявил о необходимости создания электронного правительства, внедрение которого позволит снизить уровень коррупции. «Чем меньше гражданин общается с чиновником непосредственно, тем ниже уровень коррупции», - заявил Мишарин.
Агентство ЕАН предоставляет слово чиновникам и политикам Свердловской области, а также представителям общественных объединений, которые делятся своими мыслями о том, как изменится и изменится ли вообще ситуация с коррупцией в нашем регионе с приходом нового губернатора и связан ли этот процесс с процессом смены власти.
Алексей Бочаров, и.о. председателя Антикоррупционного комитета по Свердловской области: «То, что новый губернатор Свердловской области Александр Мишарин уже заявил о необходимости противодействия коррупции, - вполне закономерный шаг. В свете решительных антикоррупционных инициатив президента Дмитрия Медведева иного варианта действий у фактически назначенного им же главы региона быть не может.
Если говорить о конкретных направлениях борьбы с должностными злоупотреблениями, то здесь, на наш взгляд, у администрации губернатора есть два ключевых вектора.
Во-первых, методы административного и дисциплинарного воздействия. Именно их имел в виду президент в своём недавнем послании Федеральному Собранию, когда говорил, что одними посадками коррупцию не победить. Нужна новая культура чиновничьего поведения. Антикоррупционный комитет по Свердловской области действует с 2002 года, и мы наблюдаем, что положительная динамика в этой сфере всё-таки есть. Вместе с тем, много и слабых мест, на которые прежняя администрация области откровенно закрывала глаза. И здесь как нельзя кстати будут инициативы нового губернатора. К примеру, в части усиления антикоррупционной экспертизы законодательства (реальной, а не формальной!), пропаганды, обязательного привлечения общественности к противодействию коррупции, тщательного мониторинга СМИ (чтобы не оставались незамеченными коррупционные скандалы в Дегтярске, Лесном, Каменске-Уральском и других городах). Было бы неплохо преобразовать соответствующий Совет при губернаторе, который сегодня по сути является декоративным органом, всего лишь данью политической моде.
Вторым главным направлением деятельности нового губернатора по противодействию коррупции может стать качественно иное взаимодействие с правоохранительными органами. Силовики находятся в федеральном подчинении, но именно в их исключительной компетенции находятся уголовно-правовые меры. Опять же вернёмся к президентскому посланию, в котором глава государства подчеркнул: коррупционеров сажать надо! Выявление преступлений коррупционной направленности, доследственные проверки, возбуждение уголовных дел, отстранение нерадивых чиновников от должности – прямая обязанность органов правоохраны.
Не секрет, что в администрации губернатора скапливается большой массив информации о реальных и возможных злоупотреблениях областных и местных чиновников. Если эти данные не будут, как прежде, складываться под сукно, в долгий ящик, а будут, к примеру, безотлагательно направляться в прокуратуру, в органы Следственного комитета при прокуратуре, в ГУВД для надлежащей уголовно-правовой оценки, то это испортит жизнь многим коррупционерам. Более того, сам губернатор, с его сегодняшним статусом «человека президента» может принципиально требовать от областных силовиков активизации работы, пресечения волокиты и формализма в сфере противодействия коррупции».
Аркадий Чернецкий, мэр Екатеринбурга: «Коррупция – страшное зло, оно мешает развитию, развращает жителей. Мы всегда гордились тем, что в администрации города всегда все было более-менее благополучно. Я не могу поручиться за весь коллектив администрации из 1,5 тысячи человек, но я могу говорить за руководителей администрации. Недавние же обыски в мэрии я бы не стал связывать с приходом нового губернатора. Один губернатор ушел, другой пришел».
Владимир Туринский, министр социальной защиты населения Свердловской области: «Министерство социальной защиты принимает все меры для того, чтобы наладить антикоррупционную работу в системе органов социальной защиты населения Свердловской области. На сегодняшний день в министерстве работают «телефоны доверия»: 257-93-07 и 251-49-73. На сайте минсоцзащиты можно узнать номера телефонов доверия в городах области, также послать электронное письмо руководству министерства о фактах коррупции. Нужно отметить, что на сегодняшний день ни одного факта коррупции в органах соцзащиты не зафиксировано.
Во всех территориальных органах соцзащиты и в министерстве созданы комиссии по противодействию коррупции. Систематически проводятся анонимные опросы населения. На данный момент проведено более четырех тысяч служебных проверок по соблюдению государственными гражданскими служащими, работающими в органах соцзащиты, обязанностей, ограничений, запретов и требований, установленных законом. В результате было выявлено нарушение в подаче сведений о доходах: неполные сведения указал 21 гражданский служащий территориальных управлений. Сейчас эти сведения уточняются. Кроме того, антикоррупционную экспертизу прошли более ста нормативных актов Свердловской области по направлению социальной защиты, в 61 из них внесены необходимые коррективы с тем, чтобы формулировки документов были ясными и однозначными».
Дмитрий Бугров, ректор Уральского государственного университета: «В течение 2009 г., как и ранее, в УрГУ, в том числе в ходе периодически проводимых соответствующими инстанциями специальных проверок, случаев совершения его сотрудниками правонарушений и злоупотреблений должностными полномочиями не зафиксировано. Исходя из этого, можно утверждать, что для УрГУ эта проблема не является актуальной. Соответственно, не возникает необходимости и во введении каких-либо отдельных, дополнительных механизмов контроля».
Евгений Артюх, депутат областной Думы: «С приходом нового губернатора должны произойти кадровые изменения. Вообще, системное обновление кадров – это метод борьбы с коррупцией. Будут разрушены старые связи, а кадровые изменения в правительстве, в ГУПах приведут к очищению».
Максим Петлин, депутат Екатеринбургской городской Думы: «Вопрос коррупции – это системный вопрос, его не может решить одна личность. Если система не работает, то ничего не изменить. У нас нет независимых судов, коррупция поддерживается правящей партией. При существующей системе даже новый человек, приходящий на какую-то должность, видит, что где-то можно договориться, можно украсть, и, конечно, он будет это делать. Нет системы, которая ограничивает общество. Каким бы ни был честнейшим человеком Мишарин, это не изменит ситуацию».
Юрий Пономарев, прокурор Свердловской области: «Анализ социально-экономической ситуации и оперативной обстановки в Свердловской области свидетельствует о высокой степени коррупции, что обусловлено рядом объективных факторов.
Область расположена в самом центре страны, на пересечении важнейших транспортных путей. По инвестиционной привлекательности область занимает одно из ведущих мест среди регионов России, что обусловлено большим разнообразием типов промышленного производства. По уровню преступности область входит в первую тройку регионов РФ, в том числе и по количеству выявленных преступлений коррупционной направленности.
Прокуратурой области работа по противодействию коррупции осуществляется по нескольким направлениям. Это и надзор за законностью нормативно-правовых актов на наличие в них коррупциогенных факторов, это и надзор за соблюдением законодательства о государственной и муниципальной службе, надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Наиболее коррумпированными сферами жизнедеятельности региона, как и прежде, остаются распоряжение государственной и муниципальной собственностью, хищение бюджетных средств, размещение госзаказов, коррупция в правоохранительных органах. В судах сейчас рассматривается ряд уголовных дел в отношении сотрудников ГИБДД, глав муниципалитетов (например, бывшего главы Нижнего Тагила Николая Диденко) и сотрудников администраций.
К сожалению, следует отметить, что расследование коррупционных дел представляет определенную сложность и требует достаточно длительных сроков расследования и рассмотрения в суде».
Европейско-Азиатские новости.