Свердловская область стала первым регионом в стране, где провальную отрасль ЖКХ начнут реформировать согласно федеральной целевой программе модернизации сектора ЖКХ до 2020 года. На сегодняшний день между правительством Свердловской области, министерством регионального развития и Российским банком развития подписано трехстороннее соглашение, которое и определит процессы и этапы реформирования.
Отметим, что программа модернизации прописана на десять лет вперед – до 2020 года. Основным механизмом реформирования станет частный капитал, который будут привлекать в отрасль. Кроме того, планируется, что в реформе примут участие региональные банки, ТСЖ, а также «Облкоммунэнерго».
«Мы предлагаем Свердловскую область в качестве площадки для реализации федерального пилотного проекта. Работать мы готовы. На выставке перед совещанием мы представили те элементы системы, которые надо собрать в единый комплекс. Это возможно осуществить при условии финансирования через Внешэкономбанк. Кроме того, мы создаем сегодня структуру управления, способную обеспечить эффективную деятельность, с головной организацией – «Облкоммунэнерго», - заявил губернатор Александр Мишарин.
Реформа ЖКХ назрела давно, об этом свидетельствуют не только недовольство жителей, но и многочисленные программы реформирования, предлагаемые партиями. «Мы до сих пор работаем по системе латания коммунальных дыр», - заявил министр регионального развития России Виктор Басаргин. По его словам, комплексность реформирования ЖКХ должна сочетать реформы ценообразования, тарифообразования, технологические и технические реформы, вопросы, касающиеся системы учета и системы оплаты. «Если хотя бы один их этих элементов выпадает, то реформа ЖКХ двигаться не будет», - уверен глава ведомства.
Агентство ЕАН представляет вниманию читателей мнения потенциальных участников реформирования отрасли, представителей власти и аналитиков.
Юрий Шевелев, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области:
«Свердловская область по праву считается одним из самых активных регионов по продвижению энергосберегающих и энергоэффективных технологий и материалов. У нас создан и активно работает Институт энергосбережения, кстати, на его базе планируется создание центра энергосбережения по Уральскому федеральному округу. Свердловская область - партнер DENA и RUDEA по многим проектам в сфере энергосбережения. Одним из самых масштабных является проект «Екатеринбург - энергоэффективный город». В работе - подписание Соглашения с компанией BASF по санации старого жилого многоквартирного здания (ожидаемый эффект 74 процента) и изоляции участка магистральной теплосети. Объем участия Свердловской области в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ - самый крупный в РФ, за 2008 и 2009 годы было освоено около 10 миллиардов рублей. Все это убедительно доказывает, что мы имеем все необходимое для реализации нового проекта, на этот раз связанного с коммунальной инфраструктурой области.
В рамках программы сначала будут осуществляться пилотные проекты в ряде средних и малых муниципальных образований области, затем, по мере получения первых результатов, анализа по показателям успешности и эффективности, планируется внедрение уже в более широком объеме.
Пока трудно сказать, с какими сложностями придется столкнуться субъектам данной деятельности в ходе «обкатки» проекта. На опыте реализации 185-ФЗ приходилось сталкиваться с совершенно неожиданными проблемами, Свердловской областью задавались такие вопросы специалистам Фонда содействия реформированию ЖКХ, что им приходилось дополнительно изучать ситуацию, взаимодействовать с другими федеральными структурами в поиске решений, а затем после выработки типового решения рекомендации давались уже всем субъектам - участникам программ Фонда. Так что во многом мы были пионерами. Одним из самых сложных препятствий, как и в случае со 185-ФЗ, предвижу, станет боязнь и неготовность муниципальных властей к кардинальной ломке сложившихся отношений в жилищно-коммунальной сфере. Уверен, мы с эти справимся».
Дмитрий Суплаков, руководитель направления проектов и анализа ООО КБ «Кольцо Урала»:
«Привлечение частных, в том числе и банковских инвестиций, в такую отрасль как ЖКХ, безусловно, необходимо. Ни для кого не секрет, что состояние жилфонда и коммунальных сетей, особенно в небольших городах области находится в, мягко говоря, удручающем состоянии.
Однако так как реальный старт проекта состоится только в 2011 году, говорить о каких-то реальных шагах в этом направлении со стороны «частного капитала» не стоит. Просто потому, что не схем, нет планов, нет графиков возврата и сроков окупаемости этих инвестиций. К большому сожалению, в такой ситуации, говорить о том, что кто-то точно профинансирует эти проекты нельзя.
Вообще же считаю, что уральские банки готовы будут принять участие в этом «пилотном» проекте, однако, скорее всего, это будут те же кредитные ресурсы и действующие ставки по программам кредитования бизнеса. Более того, возможности одного банка ограниченны, и тут целесообразно говорить о создании консорциума инвесторов, разделяющего и риск и доходы. На каких же условиях готовы работать устроители проекта, пока непонятно».
Венера Сатарова, глава ТСЖ «Агат»:
«Я считаю, что ТСЖ надо как-то объединять. Нам необходимы занятия, чтобы нас собирали, информировали, периодически обучали. А так мы все делаем сами. Единственное - в том году лифты нам поменяли, но они все позорные - не работают толком то. А денег хватает - у нас стоят двухтарифные счетчики учета».
Константин Селянин, генеральный директор ИФК «ЯВА – Управление Финансами:
«Сложно судить, насколько эта реформа будет эффективна, потому что это далеко не первая попытка реформировать такую загадочную и таинственную отрасль, как ЖКХ. Из заявленных подходов я ничего кардинально нового не увидел, поэтому, боюсь, что и в этот раз реформа даст те же результаты. ЖКХ – это та отрасль, где и хочется и колется. Безусловно, она привлекательна для инвесторов, потому что она из разряда «вечного бизнеса», понятно, что люди всегда будут платить за квартиру, свет, газ. Люди у нас платят достаточно дисциплинированно, равно как и предприятия. Тарифы у нас высокие и это предполагает почву для хорошего бизнеса, коим он и является в развитых странах Европы. К сожалению, в нашей специфике это связано с тем, что данный рынок регулируется государством, регулируется не всегда внятно. В результате первых попуток реформ частные инвесторы были допущены в эту отрасль со скрипом. Более того, отрасль характерна серьезной изношенностью фондов. Деньги, которые закачивались в ЖКХ как-то быстро и подозрительно растворялись. Поэтому есть опасность, что и в этот раз деньги, которые будет выделять государство и частные инвесторы уйдут в трубу. При прозрачных условиях и нормальной налаженной работе, конечно, ЖКХ будет привлекательна. Проблема в том, что сегодня нет прозрачности этой отрасли: принятия решений оп управляющим компаниям и тарифам. И это, конечно, вносит большую сумятицу в умы инвесторов. Тем более, что попытки Вексельберга и других частных инвесторов удачными назвать нельзя».
Владимир Машков, председатель комитета Областной думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию:
«Есть много причин, по которым именно Свердловская область выбрана «пилотным» регионом для реализации проекта. Во-первых, есть ряд объективных причин. Было бы сложно реализовать проект в маленькой по площади или в аграрно-ориентированной области. Кроме того, мы находимся в географическом центре страны, у нас довольно жесткие зимы, что позволит лучше проверить систему в экстремальных условиях. Кроме того, есть и чисто субъективные причины такого выбора: министр энергетики РФ – наш земляк, он знает местные кадры, умеет легко находить с ними общий язык. Ну и, наконец, Александр Мишарин, став губернатором, сразу определил жилищно-коммунальный вопрос одним из приоритетных в своей деятельности. Это тоже сыграло не последнюю роль при принятии решения в Москве.
Конечно, региону придется столкнуться с рядом трудностей в ходе реализации программы. Прежде всего, камнем преткновения может стать сама система частно-государственного партнерства, у которого пока нет четкой законодательной базы. Однако сейчас, по моему мнению, именно эта схема реализации крупных проектов является оптимальной для нашей страны. Кроме того, в данной сфере существует опасность «растаскивания» выделяемых средств, ведь в ЖКХ крутятся огромные «живые» деньги (по некоторым подсчетам, около 1 миллиарда долларов ежегодно). Также остро встанет вопрос с заменой сетевого хозяйства, находящегося под землей. Если сейчас нам еще удается проводить снос аварийного и ветхого жилья, капитальные ремонты домов, то под землей масштабных изменений не происходит, так как это очень сложно делать чисто технологически. Но я уверен, что мы справимся и с этой проблемой, так как Свердловская область все же – технически ориентированная, у нас есть кадры и ресурсы для выполнения поставленных задач».
Европейско-Азиатские новости
Отметим, что программа модернизации прописана на десять лет вперед – до 2020 года. Основным механизмом реформирования станет частный капитал, который будут привлекать в отрасль. Кроме того, планируется, что в реформе примут участие региональные банки, ТСЖ, а также «Облкоммунэнерго».
«Мы предлагаем Свердловскую область в качестве площадки для реализации федерального пилотного проекта. Работать мы готовы. На выставке перед совещанием мы представили те элементы системы, которые надо собрать в единый комплекс. Это возможно осуществить при условии финансирования через Внешэкономбанк. Кроме того, мы создаем сегодня структуру управления, способную обеспечить эффективную деятельность, с головной организацией – «Облкоммунэнерго», - заявил губернатор Александр Мишарин.
Реформа ЖКХ назрела давно, об этом свидетельствуют не только недовольство жителей, но и многочисленные программы реформирования, предлагаемые партиями. «Мы до сих пор работаем по системе латания коммунальных дыр», - заявил министр регионального развития России Виктор Басаргин. По его словам, комплексность реформирования ЖКХ должна сочетать реформы ценообразования, тарифообразования, технологические и технические реформы, вопросы, касающиеся системы учета и системы оплаты. «Если хотя бы один их этих элементов выпадает, то реформа ЖКХ двигаться не будет», - уверен глава ведомства.
Агентство ЕАН представляет вниманию читателей мнения потенциальных участников реформирования отрасли, представителей власти и аналитиков.
Юрий Шевелев, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области:
«Свердловская область по праву считается одним из самых активных регионов по продвижению энергосберегающих и энергоэффективных технологий и материалов. У нас создан и активно работает Институт энергосбережения, кстати, на его базе планируется создание центра энергосбережения по Уральскому федеральному округу. Свердловская область - партнер DENA и RUDEA по многим проектам в сфере энергосбережения. Одним из самых масштабных является проект «Екатеринбург - энергоэффективный город». В работе - подписание Соглашения с компанией BASF по санации старого жилого многоквартирного здания (ожидаемый эффект 74 процента) и изоляции участка магистральной теплосети. Объем участия Свердловской области в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ - самый крупный в РФ, за 2008 и 2009 годы было освоено около 10 миллиардов рублей. Все это убедительно доказывает, что мы имеем все необходимое для реализации нового проекта, на этот раз связанного с коммунальной инфраструктурой области.
В рамках программы сначала будут осуществляться пилотные проекты в ряде средних и малых муниципальных образований области, затем, по мере получения первых результатов, анализа по показателям успешности и эффективности, планируется внедрение уже в более широком объеме.
Пока трудно сказать, с какими сложностями придется столкнуться субъектам данной деятельности в ходе «обкатки» проекта. На опыте реализации 185-ФЗ приходилось сталкиваться с совершенно неожиданными проблемами, Свердловской областью задавались такие вопросы специалистам Фонда содействия реформированию ЖКХ, что им приходилось дополнительно изучать ситуацию, взаимодействовать с другими федеральными структурами в поиске решений, а затем после выработки типового решения рекомендации давались уже всем субъектам - участникам программ Фонда. Так что во многом мы были пионерами. Одним из самых сложных препятствий, как и в случае со 185-ФЗ, предвижу, станет боязнь и неготовность муниципальных властей к кардинальной ломке сложившихся отношений в жилищно-коммунальной сфере. Уверен, мы с эти справимся».
Дмитрий Суплаков, руководитель направления проектов и анализа ООО КБ «Кольцо Урала»:
«Привлечение частных, в том числе и банковских инвестиций, в такую отрасль как ЖКХ, безусловно, необходимо. Ни для кого не секрет, что состояние жилфонда и коммунальных сетей, особенно в небольших городах области находится в, мягко говоря, удручающем состоянии.
Однако так как реальный старт проекта состоится только в 2011 году, говорить о каких-то реальных шагах в этом направлении со стороны «частного капитала» не стоит. Просто потому, что не схем, нет планов, нет графиков возврата и сроков окупаемости этих инвестиций. К большому сожалению, в такой ситуации, говорить о том, что кто-то точно профинансирует эти проекты нельзя.
Вообще же считаю, что уральские банки готовы будут принять участие в этом «пилотном» проекте, однако, скорее всего, это будут те же кредитные ресурсы и действующие ставки по программам кредитования бизнеса. Более того, возможности одного банка ограниченны, и тут целесообразно говорить о создании консорциума инвесторов, разделяющего и риск и доходы. На каких же условиях готовы работать устроители проекта, пока непонятно».
Венера Сатарова, глава ТСЖ «Агат»:
«Я считаю, что ТСЖ надо как-то объединять. Нам необходимы занятия, чтобы нас собирали, информировали, периодически обучали. А так мы все делаем сами. Единственное - в том году лифты нам поменяли, но они все позорные - не работают толком то. А денег хватает - у нас стоят двухтарифные счетчики учета».
Константин Селянин, генеральный директор ИФК «ЯВА – Управление Финансами:
«Сложно судить, насколько эта реформа будет эффективна, потому что это далеко не первая попытка реформировать такую загадочную и таинственную отрасль, как ЖКХ. Из заявленных подходов я ничего кардинально нового не увидел, поэтому, боюсь, что и в этот раз реформа даст те же результаты. ЖКХ – это та отрасль, где и хочется и колется. Безусловно, она привлекательна для инвесторов, потому что она из разряда «вечного бизнеса», понятно, что люди всегда будут платить за квартиру, свет, газ. Люди у нас платят достаточно дисциплинированно, равно как и предприятия. Тарифы у нас высокие и это предполагает почву для хорошего бизнеса, коим он и является в развитых странах Европы. К сожалению, в нашей специфике это связано с тем, что данный рынок регулируется государством, регулируется не всегда внятно. В результате первых попуток реформ частные инвесторы были допущены в эту отрасль со скрипом. Более того, отрасль характерна серьезной изношенностью фондов. Деньги, которые закачивались в ЖКХ как-то быстро и подозрительно растворялись. Поэтому есть опасность, что и в этот раз деньги, которые будет выделять государство и частные инвесторы уйдут в трубу. При прозрачных условиях и нормальной налаженной работе, конечно, ЖКХ будет привлекательна. Проблема в том, что сегодня нет прозрачности этой отрасли: принятия решений оп управляющим компаниям и тарифам. И это, конечно, вносит большую сумятицу в умы инвесторов. Тем более, что попытки Вексельберга и других частных инвесторов удачными назвать нельзя».
Владимир Машков, председатель комитета Областной думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию:
«Есть много причин, по которым именно Свердловская область выбрана «пилотным» регионом для реализации проекта. Во-первых, есть ряд объективных причин. Было бы сложно реализовать проект в маленькой по площади или в аграрно-ориентированной области. Кроме того, мы находимся в географическом центре страны, у нас довольно жесткие зимы, что позволит лучше проверить систему в экстремальных условиях. Кроме того, есть и чисто субъективные причины такого выбора: министр энергетики РФ – наш земляк, он знает местные кадры, умеет легко находить с ними общий язык. Ну и, наконец, Александр Мишарин, став губернатором, сразу определил жилищно-коммунальный вопрос одним из приоритетных в своей деятельности. Это тоже сыграло не последнюю роль при принятии решения в Москве.
Конечно, региону придется столкнуться с рядом трудностей в ходе реализации программы. Прежде всего, камнем преткновения может стать сама система частно-государственного партнерства, у которого пока нет четкой законодательной базы. Однако сейчас, по моему мнению, именно эта схема реализации крупных проектов является оптимальной для нашей страны. Кроме того, в данной сфере существует опасность «растаскивания» выделяемых средств, ведь в ЖКХ крутятся огромные «живые» деньги (по некоторым подсчетам, около 1 миллиарда долларов ежегодно). Также остро встанет вопрос с заменой сетевого хозяйства, находящегося под землей. Если сейчас нам еще удается проводить снос аварийного и ветхого жилья, капитальные ремонты домов, то под землей масштабных изменений не происходит, так как это очень сложно делать чисто технологически. Но я уверен, что мы справимся и с этой проблемой, так как Свердловская область все же – технически ориентированная, у нас есть кадры и ресурсы для выполнения поставленных задач».
Европейско-Азиатские новости