Группа журналистов из Екатеринбурга съездила в Сагру спустя три недели после случившегося там, чтобы убедиться, что разговоры о начавшемся в поселке благоустройстве не просто слова.
Сегодня о случившемся в Сагре напоминают разве что желтые ленты с надписью «Не пересекать», растянутые следователями по краям дороги примерно за километр от поселка - как раз здесь 1-го июля и произошла потасовка со смертельным исходом, получившая общероссийский резонанс.
9 июля Сагру посещал губернатор Александр Мишарин, здесь он встретился с местными жителями, выслушал их жалобы и просьбы. После своего визита глава региона дал поручения профильным ведомствам заняться благоустройством поселка. К слову, благоустроенность, а с ней и нормальная дорога заканчивается в 8 километрах от Сагры. Дальше начинается одна единственная неровная грунтовая дорога, идущая вдоль железнодорожных путей с одной стороны и леса - с другой. Сейчас по ней проходит грейдер и выравнивает волнообразное полотно, с которым дальше, вероятно, будут работать дорожные строители.
На подъезде к поселку все проезжающие автомобили встречает пост ГИБДД: особо подозрительные машины проверяют, хотя параметры «подозрительности» журналистам так и не раскрыли. Истоки недоверия к прессе обнаружились тут же - из разговоров правоохранителей между собой: «Приехали. Сейчас вернутся и напишут 80 процентов лжи и 20 процентов правды». Рядом с постом полицейские разбили небольшой лагерь: под навесом наладили скамейки и развели костер. Каждые 8 часов один наряд сменяется другим.
Тут же, на посту, журналисты встретили исполняющего обязанности начальника местного ОВД Анатолия Новикова. Он рассказал, что отдельного участкового за Сагрой закреплять не планируется. Его Сагре придется делить с двумя другими населенными пунктами - Исетью и Гатью. На три района теперь будет работать новый участковый - Юрий Пахомов. Предыдущий в поселке появлялся редко, а после перестрелки в Сагре - вообще ушел на больничный.
Впрочем, нового участкового в поселке застать тоже не удалось - уехал по делам в Екатеринбург, и пока о его наличии свидетельствует только объявление о предстоящем приеме граждан.
Неблагоустроенная дорога на Сагру плавно и органично переходит в сам поселок, больше напоминающий обычный коллективный сад. В нем пока тоже нет дорог - вместо них просто укатанный машинами и утоптанный местными жителями грунт. Развилка на въезде ведет налево - к железнодорожной станции, направо - вглубь деревни.
На ж/д станции Сагра журналистов встречают представители свердловского минтранса и СвЖД. Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Евгений Корягин начал свой разговор с предупреждения о том, что «журналистов привезли в Сагру не для того, чтобы демонстрировать им потемкинские деревни, а чтобы показать, как выполняются поручения губернатора Александра Мишарина». «Начальный этап работ», по его словам, это как раз тот самый грейдер, который встретился журналистам по дороге в Сагру. При этом, заммнистра так и не смог сказать, сколько километров дороги планируется благоустроить, будет ли она вообще заасфальтирована или же ее просто сравняют грейдерами, станут ли затем благоустраивать дороги в самом поселке и какую сумму на все это планируется потратить. «Сейчас идет составление сметы, обсуждение, есть несколько вариантов благоустройства, поэтому что будет точно сказать пока нельзя» - разводит руками чиновник.
У железнодорожников конкретики больше. По словам руководителя дирекции пригородного сообщения СвЖД Владимира Медведева, планируется потратить 3,5 миллиона рублей на реконструкцию платформы и вокзального комплекса: ограждения здесь поменяют, перрон поднимут, крохотный «зал ожидания» обновят, а в привокзальном магазине сделают ремонт. Последнее очень радует здешнюю продавщицу: «Конечно пусть чинят, крыша вон бежит вся. А если ремонт делать не будут и выгонят нас отсюда, так здесь сортир же будет, это я вам точно говорю», - аргументированно пояснила работник торговли.
На вопрос о том, почему на Сагру с её бездорожьем и разваливающимся вокзалом обратили внимание только сейчас, железнодорожники браво отрапортовали, что станция была в планах на реконструкцию до 2013 года и работы на ней просто форсировали. А вот замминтранспорта Евгений Корягин решил переложить ответственность на других: «Обращения которые направляются в минтранс, или расписываются нам председателем правительства и губернатором - они сразу же находят моментальный отклик. Ну случилось так, что данный поселок срезонировал в таком контексте. Но в наших планах, безусловно, стояло улучшение данного участка. Кроме того, мы не можем разом за всем уследить, поэтому такие вопросы находятся в ведении местной администрации, они должны нам сообщать о необходимости благоустроить дорогу или еще что-то».
Впрочем, то, что замминистра лукавит подтвердилось тут же - главой исетсткой поселковой администрации Сергеем Хоренженко. К прессе его особо не звали и всю встречу он простоял поодаль. В разговоре с корреспондентом ЕАН он рассказал, что «обращения неоднократные направлялись, тому есть документальные подтверждения, но так они и остались без ответа». По мнению Хоренженко, вся беда поселка в том, что он никак не поменяет свой статус из «городского округа» в «муниципальный район», о чем местный глава также неоднократно просил.
Впрочем, даже строительство нормальной дороги в Сагру не решит всех проблем поселка, посетовал напоследок глава администрации. Здесь, по его словам, помимо дорог нет никакой возможности для проведения досуга селян: "отсутствует какой бы то ни было спортклуб и даже обыкновенного дома культуры нет".
Антон Ольшанников, Европейско-Азиатские Новости.