РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 26 марта 2013 в 18:04

Песколовки, жироловки и отстойники: куда в Екатеринбурге деваются канализационные стоки

Почему в Исети не живет рыба, куда девают тонны «канализационной» грязи и какую замену при очистке воды нашли хлору, свердловские журналисты узнали, отправившись в пресс-тур с руководителями МУП «Водоканал».
Почему в Исети не живет рыба, куда девают тонны «канализационной» грязи и какую замену при очистке воды нашли хлору, свердловские журналисты узнали, отправившись в пресс-тур с руководителями МУП «Водоканал». Мы посетили Южную и Северную аэрационные станции, которые находятся в разных концах Екатеринбурга и в целом являют собой две полные противоположности.
«Южные» страсти
Первый пункт нашего назначения – Южная аэрационная станция, что на Химмаше. Едва журналисты вышли из автобуса, тут же принялись «зажимать» носы – запах, как и следовало ожидать, стоял ужасный. Тем не менее, мужественно направились смотреть, как очищается 85 процентов сточных вод Екатеринбурга, которые затем сбрасываются в реку Исеть и по течению отправляются в соседний Каменск-Уральский.
Изначально вода проходит механический этап очистки. Как рассказывает технический директор МУП «Водоканал» Вадим Кузнецов, в первую очередь стоки пропускаются через специальные решетки, отделяющие крупный мусор, который затем вывозят на полигон «Спецавтобазы».
После прохождения сквозь решетки, которые выглядят уже достаточно ветхими, вода проходит через жироловки, удаляющие жир, и песколовки, в которых оседает песок. «Откуда в стоках столько песка?», - интересуемся мы. «Вы же обувь после улицы моете, а потом воду, вместе со смытой грязью и песком выливаете в унитаз», - объясняет специалист.
Следующий этап - первичные отстойники, представляющие собой большой резервуар. «Там все процессы замедляются и все тяжелые грязи начинают оседать, а вода затем поступает в аэротенки. В последних существует активный ил - микроорганизмы, которые мы разводим, поедают всякие нечистоты, и вот вода уже чистая и не пахнет», - рассказывает Вадим Кузнецов.
Последняя стадия очистки – хлорирование. Этот устаревший способ дезинфекции до сих пор используют на Южной аэрационной станции - есть более современные технологии, но на их внедрение нужны деньги. Например, на Северной станции, куда мы отправимся позднее, используют очищение ультрафиолетом. На Южной же только строят модернизационные планы. Пока же в Исеть попадает хлорированная вода, что, разумеется, негативно сказывается на экологии. «Рыбы, как известно, хлор не любят», - поясняет Вадим Кузнецов.
Чтобы создать в Исети благоприятные условия для разведения водных обитателей, станции необходима реконструкция. Впрочем, разведение рыбы – не первоочередная задача, главное – не допустить засорение реки канализационными стоками, а такая вероятность, если не принимать мер, достаточно высока. Сегодня износ объектов станции составляет 72 процента, при этом через нее проходит 85 процентов сточных вод Екатеринбурга. Очистные сооружения, построенные еще в 70-80-е годы прошлого века, обрабатывают 350 тысяч кубометров в сутки. Даже страшно представить, что будет, если все это рухнет и зловонные нечистоты в огромном количестве попадут в Исеть.
В настоящее время разработан и проходит экспертизу проект реконструкции станции, однако, когда он будет реализован, неизвестно – все упирается в деньги. «Речь идет о миллионах рублей. Точную сумму сказать не могу, но примерный порядок цен вам скажут на Северной станции, где реконструкция идет полным ходом», - говорит Вадим Кузнецов.
Образец для подражания
Едем на другой конец города – Северная аэрационная станция находится в районе Калиновки. Она обеспечивает очистку бытовых сточных вод, поступающих через канализационную систему из домов Уралмаша, Эльмаша и поселка Шарташ, а также промышленных стоков от 32 предприятий, расположенных в этих районах. Производительность станции – 80 тысяч кубометров в сутки.
Работа ведется по новым современным технологиям, хотя принципы очистки такие же, как и на Южной. «Также есть механическая и биологическая очистка, только у нас она глубже. Применяется новое современное оборудование. Даже запаха столь сильного нет», - с гордостью рассказывает начальник Северной аэрационной станции Александр Горюнов, показывая нам свои владения.
По сравнению с Южной, Северная станция поражает чистотой. В помещениях выложена плитка, решетки, отделяющие крупный мусор, скрыты в специальных контейнерах. Неприятный запах, конечно, есть, но не такой сильный, как на очистных сооружениях Химмаша.
Использование современного оборудования позволило автоматизировать работу, а значит, сотрудников на Северной станции требуется значительно меньше, чем на Южной. Кроме того, налицо значительная экономия средств за счет применения энергоэффективных технологий. И, наконец, на радость рыбакам, вместо хлорирования там используют ультрафиолетовое обеззараживание. Как следствие, в реке Камышенке (бассейн реки Пышмы), по словам специалистов «Водоканала», активно разводятся рыба, раки, ракушки.
«Сегодня таких сооружений в России – единицы. Есть только в Москве, Санкт-Петербурге и теперь вот у нас. Постановление о реконструкции Северной было принято в 2007 году и работы ведутся полным ходом. Мы уже модернизировали из пяти пусковых комплексов – два, заканчивается строительство третьего. Конечно, вложения потребовались немалые - у нас уже установлено оборудование примерно на 2 миллиарда рублей, а впереди еще строительство четвертого и пятого блоков, но, как мы видим, это того стоит», - говорит Александр Горюнов.
Остается надеяться, что городские и областные власти поддержат и программу модернизации Южной станции, чтобы не допустить экологических проблем на Среднем Урале. МУП «Водоканал» вкладывает в свои тарифы инвестиционную составляющую, но этих средств недостаточно, чтобы реконструировать объекты. На предприятии отмечают, что МУП заявляется на участие и в областных, и городских программах, чтобы привлечь бюджетное финансирование – на канализационные стоки нужны большие деньги. Мария Трускова, Европейско-Азиатские Новости.
almaceramica