РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 24 июля 2013 в 15:26
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Я боюсь стать другим: репортаж из музыкального детдома Екатеринбурга

В трехэтажном неприглядном здании на улице Куйбышева, 183 находится уникальный для Свердловской области детский дом-школа.
В трехэтажном неприглядном здании на улице Куйбышева, 183 находится уникальный для Свердловской области детский дом-школа. Его воспитанникам повезло немного больше, чем другим свердловским сиротам – здесь они получают обязательное музыкальное образование, а еще этих ребят чаще усыновляют. Эти дети – музыкально одаренные. Но эту позитивную картинку губит реальность – здание приюта в аварийном состоянии, на его ремонт нет средств, и ближайшая перспектива детского дома – расформирование.
Корреспондент агентства ЕАН провел один день в детском доме – школе свердловского областного музыкально-эстетического педагогического колледжа (СОМЭПК). О том, как живет музыкальный приют, о мечтах и страхах его воспитанников читайте в материале агентства ЕАН.
За кулисами детства
«Здесь мало побыть один день. За это время нельзя успеть узнать детей. Они здесь другие. Не ждите, что они будут дергать вас за руку, называть мамой. К взрослым они относятся спокойно. Видят в них друга – уже привыкли к волонтерам. Наши ребята общительные и открытые – этому их научила сцена», - рассказывает директор детского дома-школы при СОМЭПК Светлана Сазонова.
Летом в детском доме пусто – большинство воспитанников отдыхают в загородных лагерях. Здесь находятся только те, кто уже вернулся из лагеря, или вот-вот отправится на каникулы. С младшими детьми занимаются вожатые, старшие помогают делать ремонт. Пока мы беседуем, в кабинет к директрисе заходят старшие ребята и спрашивают, что делать, куда перенести мебель, откуда начать делать уборку. Она даем им указания, а потом сама идет помогать.
Меня определяют в группу к самым младшим ребятам – это мальчишки 8-10 лет. Эти дети еще недавно находились в других свердловских приютах. Кто-то жил там несколько лет, кто-то пару месяцев. У большинства из них есть родные, но их лишили родительских прав. Многие ребята потеряли после переселения в приют связь с мамами и папами и стали социальными сиротами. Кто-то общается с родителями по телефону – на этом семейная забота заканчивается. Тем, что они оказались именно в этом детском доме, мальчишки гордятся – они прошли специальный отбор и теперь учатся не в простой школе, а в музыкальной. В свои 8 лет дети играют на инструментах и часто выступают на сцене. Когда спрашиваешь их о прошлой жизни, они хмурят лоб и почти ничего не могут вспомнить, или не хотят говорить. Говорить плохо о своих родителях.
«Мама сначала много пила. Пришла тетенька и сказала, что нас у нее заберут, если она не будет работать. Но потом она перестала пить и стала работать, а нас все равно забрали», - рассказывает мне второклассник Миша. Непьющую маму Миша больше не видел. Но свой родной дом не забыл.
Все истории младших ребят почти одинаковые. Сюда они попали из разных детских домов, в которые их определили из одинаково неблагополучных семей. Здесь у них другая жизнь – не самая счастливая, зато безопасная и в чем-то даже перспективная. «Это очень добрые дети. Я проходила практику в школах, где учатся домашние дети. В детском доме они другие – какие-то непосредственные, настоящие. Они нетребовательные – что у них есть, тому они и рады», - рассказывает мне вожатая Вика, пока дети рисуют, и между тем знакомит меня с ребятами.
«Это Коля – он очень неспешный, все делает медленно, никогда не суетится. Это Рамиль – он очень много говорит, кажется, что ни на секунду не замолкает. А это Артем – он непослушный, но очень добрый», - говорит она.
Мне доверяют уложить спать двух детей. Я беру книжку и начинаю читать. «Эту книжку мы уже читали, прочитай нам другую», - просят они меня. Спать ребятам совсем не хочется. Но ходить по комнате во время тихого часа мальчишкам нельзя – они ерзают на кровати, но с нее не слазят.

Ваня мне сразу заявил, что спать не будет до тех пор, пока я не покажу ему фотографии на камере. Я сопротивляюсь и пытаюсь усыпить ребят, продолжая читать книжку про животных. Артем в это время начинает качаться на кровати – переворачиваться вполоборота, опираясь то на один бок, то на другой.
Вожатая Вика рассказала мне, что Артем так засыпает всегда. Но мне становится не по себе от привычных действий Темы, и я пытаюсь его успокоить: сажусь к нему на кровать и начинаю его гладить по спине. Через полчаса он успокаивается и засыпает, а мы с Ваней начинаем шепотом разговаривать. Он листает снимки на камере и рассказывает мне, о любимых праздниках, мечтах и детском доме.
«Больше всего я люблю день именинника, когда к нам приезжают волонтеры «Дорогами Добра» и играют с нами. Каникулы не очень люблю, в школе интереснее. Вот закончу школу и стану таксистом, или официантом», - говорит Ваня.
Интересно, что девочек в этом детском доме очень мало. Так было всегда: музыкальный детский дом открылся 70 лет назад, как школа одаренных для детей-сирот, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной войны. В школу набирали мальчиков, которые после обучения становились музыкантами для военных оркестров. Так и повелось. Хоть девочек сейчас тоже принимают в этот детский дом, их всегда меньше, чем мальчишек.
«В этом году много девчонок взяли в приемные семьи. Причем брали не только первоклашек, но и старшеклассников. Всего в семьи взяли за год 16 детей. Для других детских домов – это редкость – для нас нет», - рассказывает Светлана Александровна. Глава этой «ребячьей республики» то и дело отвлекается на подопечных, которые поминутно заходят к ней в кабинет. Кто-то спрашивает и убегает, а кто-то садится за длинный стол перед ее рабочим местом, дожидаясь, пока директриса с ним поговорит.
От меня к тебе
Пока идет тихий час, иду знакомиться со старшими ребятами. «Часто говорят, что детдомовские дети ничего не умеют делать, что они могут только брать. Это неправда. Ребята сами поклеили обои – сделали это хорошо – попробуйте после этого упрекнуть их в том, что они ничего не умеют делать», - рассказывает о своих воспитанниках Светлана Сазонова.
Ремонтом занимаются ребята из старших классов и выпускники. Сами поменяли плинтусы, покрасили лестницу, обновили обои. Отремонтировали весь второй этаж. И они верят, что смогут сами отстоять свой детский дом, в котором выросли. «Я попал сюда, когда мне было 9 лет. Комиссия приехала в лагерь «Лесная сказка» и меня забрали. До этого я жил в приюте в Верхней Салде – туда нас забрали от матери, отца у меня нет. Сюда меня определили вместе с младшим братом Сашей. Нас научили здесь играть на флейте, потом на трубе. Здесь все по-другому. Мы ходили в театры, кино, выступали на концертах своим ансамблем. В этом году я поступаю в колледж – буду специалистом по землеустроению. Очень боюсь за брата – ему 14 лет, и он остается в детском доме. А если его расформируют? Нам всем будет очень трудно», - говорит 16-летний выпускник Виталик, который зашел что-то спросить у Светланы Александровны и случайно стал героем интервью.
Социальные сироты из детского дома – музыкальной школы сами дают благотворительные концерты, деньги от которых идут на лечение детей-инвалидов. Другими концертами они зарабатывают себе путевки на море. «Мы отстоим свой детский дом. Один раз отстояли и еще отстоим. Я просто не представляю, где мы все окажемся, если его расформируют. Не хочу обидеть ребят из других детских домов, но они не такие, как мы. Мы общаемся с сиротами из других детских домов в лагерях – эти ребята кажутся мне грубыми, невоспитанными. Кажется, что мы лучше, что нас здесь научили вести себя по-человечески. И я боюсь стать другим, если вдруг наш детский дом расформируют и нас расселят», - рассуждает восьмиклассник Игорь, смотря в пол.
Не все выпускники детского дома продолжают свое музыкальное образование. Многие из них выбирают другие профессии, но никто из них не говорит о том, что музыка была для них ненужным и бесполезным занятием. «Когда у меня бывает плохое настроение, я беру инструмент и начинаю играть – настроение поднимается», - говорят многие ребята.
«Музыка учит их узнавать самих себя. Учит быть открытыми, общительными. Не бояться сцены, стремиться к чему-то», - рассказывает Светлана Сазонова.
А еще одна особенность этого детского дома в том, что большинство приемных родителей – это волонтеры. «Сначала они просто помогают, общаются с детьми, дружат, созваниваются. Потом взрослеют и берут в свою семью нашего воспитанника», - говорит директор.
Неподъемная сумма
Сейчас в этом детдоме осталось 57 воспитанников. Делать новый набор первоклашек власти в этом году не разрешили – существование детского дома до сих пор под вопросом.
«На решение вопроса с финансированием нам дали год – по сметам требуется 6 миллионов рублей. Сначала требовали закрыть еще в мае, но я не дала. Мы рассказывали о нашей проблеме всем, и только мнение общественности смогло отсрочить расселение на год. Как смотреть в глаза ребятам? Что делать с выпускниками? Сейчас мы в какой-то замкнутой ситуации: даже если вдруг найдутся средства отремонтировать здание, а главное, поменять всю проводку, нам никто не гарантирует, что детский дом оставят в покое. Даже если проблема решится, наше здание займет общежитие колледжа», - с печалью заключает Светлана Сазонова.
Ни директор детского дома, ни его воспитанники не намерены сдаваться. Они уверены, что их детский дом с 70-летней историей, собственным детским джазовым оркестром не посмеют закрыть, и надеются, что их ребят – лауреатов музыкальных конкурсов, победителей спортивных соревнований – кто-нибудь защитит.
«Я писала письма в Законодательное собрание, просила помощи у депутатов. И нам хотят помочь, но вопрос никак не решается, только откладывается, но даже это уже наша небольшая победа», - говорит директор детского дома-школы Светлана Сазонова. Материал подготовлен при при содействии добровольческого движения «Дорогами Добра». Ирина Бизенкова, Европейско-Азиатские Новости.
almaceramica
Главные новости
Ученые нашли аномальные изменения челябинских озерТаинственный ремонт прошел в оренбургской гимназииВстречу с правнучкой Хрущева отменили в ЕкатеринбургеНе все свердловские города успели пересчитать захоронения по заданию КуйвашеваСвященника, домогавшегося девушки в Екатеринбурге, не стали арестовыватьКак в будущем году вырастут тарифы ЖКХ в Свердловской области