Около десяти озер в Челябинской области вызывают беспокойство из-за состояния берегов и воды. Об основных проблемах водоемов, отвечая на вопрос корреспондента ЕАН, рассказали озеровед, кандидат географических наук, доцент ЮУрГГПУ Сергей Захаров и главный специалист МКУ «Управление по экологии и природопользованию Миасского городского округа», кандидат биологических наук, заслуженный эколог РФ Александр Лагунов.
По мнению Сергея Захарова, в особенно повышенном внимании сегодня нуждается озеро Большой Кисегач в Чебаркульском районе. Этот водоем в последние 5-7 лет очень сильно обмелел, в нем ухудшилось качество воды. Одной из причин является антропогенное воздействие: на берегу озера работают санаторий и базы отдыха. Но не только они являются источниками загрязнения.
«Рядом с Большим Кисегачом находится озеро Малый Теренкуль. Эти водоемы связаны друг с другом. И именно со стороны Теренкуля идет основное загрязнение Кисегача», - рассказал Сергей Захаров на пресс-конференции в «АиФ-Челябинск».
Он также заявил, что проблемы есть у озера Чебаркуль, в которое в 2013 году упал челябинский метеорит. «Болезнь» этого водоема – прогрессирующее обмеление. Третьим озером, вызывающим беспокойство ученого, является памятник природы Тургояк.
«Его состояние беспокоит не потому, что там все плохо, а потому, что нужно сохранить это озеро в том виде, в каком оно досталось нам от природы. Там до сих пор сохраняются реликтовые воды. Они восстанавливаются на тот уровень качества, который был у них 4000 лет назад. Это очень ценно. Если мы этот механизм поломаем, там просто физически не будет восстановления к этому периоду», - пояснил Сергей Захаров.
В список проблемных с точки зрения сохранения он включил также озеро Аракуль на севере региона, которое подвержено высокой нагрузке и страдает от избыточного водозабора. Сложности есть и с озерами Смолино и Первым, находящимися на территории Челябинска. Внимание ученого, конечно же, обращает на себя памятник природы Увильды.
«За ним нужно смотреть. Основной кризис свой он преодолел, но остаются проблемы поступления туда биогенных веществ. Происходит эвтрофикация – губительный процесс, в результате которого водоем зарастает водорослями», - отметил озеровед.
Перечисляя проблемные водоемы, он также назвал Каслинскую систему озер, куда входят около десяти объектов. Самые проблемные, по мнению Сергея Захарова, - Силач, Сунгуль, Касли.
«Это одни из самых живописных наших озер. Именно о них Мамин-Сибиряк сказал, что это уральская Швейцария. И действительно, когда около Сунгуля плывешь, очень напоминает швейцарские виды. А озера эти загрязнены», - констатировал ученый.
Александр Лагунов согласился с представленным коллегой перечнем проблемных озер. Он подчеркнул, что все они страдают в первую очередь из-за отдыхающих.
«Рекреационному воздействию у нас в основном подвержены озера восточных предгорий. Это тектонические образования, которые привлекают массу туристов. Еще к ним привлекает людей то, что они в основном лежат в подзоне сосново-березовых лесов. Это очень живописная прибрежная часть», - сказал Александр Лагунов.
Он считает, что в самые популярные у отдыхающих места нужно привлекать больше денег, которые должны идти на развитие туризма и вместе с тем на сохранение природных объектов.
«У нас есть несколько организаций, учреждений, таких, как Главное управление по туризму, недавно созданное при правительстве Челябинской области, это и центр проектного развития территорий и туризма. Лица, принимающие решения по организации туризма, в обязательном порядке должны привлекать финансирование, в том числе для работы специалистов-озероведов, экологов, а где-то и карстоведов, спелеологов. У нас в последние годы резко возрос туристический поток. Некоторые планы по отдельным объектам содержат информацию о том, что к 2035 - 2040 годам турпоток на наши озера вырастет в разы по сравнению с сегодняшним днем», - подчеркнул кандидат биологических наук.
Он также остановился на водоеме, который сейчас испытывает колоссальную нагрузку от присутствия туристов. Это река Ай, по количеству передвигающихся по ней людей в высокий сезон напоминающая трассу М-5 «Урал».
«Только представьте себе сотни тысяч туристов на этой реке в будущем. Я на одной конференции делал доклад по этому памятнику. Туристов много, инфраструктура пока еще не развита, и в мастер-плане полностью отсутствует экологический раздел.
То есть там не обозначены ни угрозы этому памятнику, ни рекреационная емкость. Сегодня начинаются конфликты между туристами и местным населением на реке.
То же самое касается и популярных озер, когда местные жители не могут пройти на пляж, чтобы искупаться. Это грозит просто социальным взрывом», - посетовал Александр Лагунов.
Что касается мер по сохранению водоемов и их «лечению», то специалисты сошлись во мнении о необходимости более активного включения властей всех уровней в решение этой проблемы. Однако даже такой подход не гарантирует адекватного решения, отметил Сергей Захаров.
«Проблема заключается в том, что в подавляющем числе администраций всех уровней на ответственных постах находятся неграмотные в экологическом отношении люди. Для них смысл слова «экология» зачастую сводится лишь к уборке мусора.
Они устраивают акции по уборке мусора на берегах, высаживают там десант школьников. Я не говорю, что это плохо. Безусловно, захламление влияет, вносит свой негативный вклад в озерные экосистемы. Убирать надо, но вы можете чистить от мусора, и все будет идеально на побережье, а водоем на ваших глазах будет пропадать, и вам будет непонятно, что происходит. Поэтому ликвидация экологической безграмотности нужны для чиновников. Может быть, какие-то курсы в администрациях почитать об основах охраны природы», - предложил Сергей Захаров.