В Свердловской области, под Артемовским, есть единственная в регионе конеферма. Там разводят лошадей редкой ныне породы – русских тяжеловозов. О нравах богатырских жеребцов, их участии в тушении пожаров, о том, как уральский конь сбросил с себя маршала Жукова, и как в год Лошади поймать удачу за хвост, читайте в материале агентства ЕАН.
Как свердловский Мальчик вышиб из седла маршала Жукова
Богатырских коней на Среднем Урале начали разводить еще до Великой Отечественной войны. Конный завод был в Нижних Сергах. За годы своего существования он снискал громкую славу по всему Советскому Союзу – коня из Нижних Серег выписывал себе Василий Сталин, на уральских лошадях ездил сам маршал Жуков. Заводчики до сих пор рассказывают байку о том, как ретивый конь по кличке Мальчик сбросил с себя известного полководца. По легенде, Мальчик уронил Жукова в 1951 году на параде Победы в Свердловске. После этого случая на парадах лошадей заменили автомобили. Вскоре ферма разорилась, и традиции уральского коневодства канули в Лету. Но не навсегда. За возрождение конного завода взялся директор агрофирмы «Артемовский» Сергей Эйриян. Сейчас в его хозяйстве 250 тяжеловозов – 150 в одном табуне и еще 100 в другом.
Как свердловский Мальчик вышиб из седла маршала Жукова
Богатырских коней на Среднем Урале начали разводить еще до Великой Отечественной войны. Конный завод был в Нижних Сергах. За годы своего существования он снискал громкую славу по всему Советскому Союзу – коня из Нижних Серег выписывал себе Василий Сталин, на уральских лошадях ездил сам маршал Жуков. Заводчики до сих пор рассказывают байку о том, как ретивый конь по кличке Мальчик сбросил с себя известного полководца. По легенде, Мальчик уронил Жукова в 1951 году на параде Победы в Свердловске. После этого случая на парадах лошадей заменили автомобили. Вскоре ферма разорилась, и традиции уральского коневодства канули в Лету. Но не навсегда. За возрождение конного завода взялся директор агрофирмы «Артемовский» Сергей Эйриян. Сейчас в его хозяйстве 250 тяжеловозов – 150 в одном табуне и еще 100 в другом.
Кони - сити-менеджеры
Тяжеловозы круглый год живут под открытым небом в поле. Этим выносливым животным не страшны сорокаградусные морозы, метели, дожди и жара. Им даже не нужен дополнительный корм. Лошади пасутся на снежном поле, поедая траву под сугробами.
«Трава под снегом – что-то вроде заготовок. Она консервируется под сугробами, сохраняя все свои полезные свойства. Этого корма тяжеловозам вполне хватает. Посмотрите на них – разве видите хоть одну худую? Вон они какие, все крепкие», - рассказывает Сергей Эйриян, с гордостью показывая на своих лошадок.
По словам директора Артемовского конезавода, такие лошади – самое прибыльное хозяйство. Не надо тратиться на оборудование для конюшен, на корма, даже помощь ветеринара парнокопытным не нужна. Тяжеловозы сами прекрасно размножаются. Только за минувший год табун пополнился 90 жеребятами.
Как рассказывает Сергей Эйриян, в лошадином «царстве» царит матриархат. «Есть здесь матка, которая как сити-менеджер. Куда захочет, туда и погонит табун. И есть еще главный жеребец, но им тоже матка командует», - рассказывает заводчик.
Единственное, в чем нуждаются кони – это присмотр пастуха. Все затраты в лошадином хозяйстве уходят на зарплату скотникам. День пастушьей работы стоит тысячу рублей. Без присмотра лошадей оставлять нельзя. Конокрады время от времени уводят копытных из стада, и делают это профессионально – не догонишь.
Хвостатые «пожарные»
Тяжеловозы оказывают неоценимую услугу спасателям. Лошади съедают всю сухую траву, из-за которой обычно и начинаются большие пожары. Так, несколько лет назад из-за нескошенной сухой травы в деревне рядом с Артемовским за один день сгорели дотла 15 домов. Разведение тяжеловозов разрешит эту проблему. Тем более, что останавливаться на 250 тяжеловозах Сергей Эйриян не собирается.
Хвостатые «пожарные»
Тяжеловозы оказывают неоценимую услугу спасателям. Лошади съедают всю сухую траву, из-за которой обычно и начинаются большие пожары. Так, несколько лет назад из-за нескошенной сухой травы в деревне рядом с Артемовским за один день сгорели дотла 15 домов. Разведение тяжеловозов разрешит эту проблему. Тем более, что останавливаться на 250 тяжеловозах Сергей Эйриян не собирается.
Поймал удачу за хвост
В планах заводчика – расширить поголовье лошадей до тысячи, а потом и до двух тысяч. Начальник агрофирмы «Артемовский» хочет производить кумыс, в перспективе – выпускать мясные продукты, а также использовать конский волос в производстве.
В планах заводчика – расширить поголовье лошадей до тысячи, а потом и до двух тысяч. Начальник агрофирмы «Артемовский» хочет производить кумыс, в перспективе – выпускать мясные продукты, а также использовать конский волос в производстве.
«Кумыс по своим свойствам схож с грудным молоком и вполне способен его заменить, если оно пропадает у матери», - говорит Сергей Эйриян.
Для него возрожденный конный завод – это детская мечта. Он уверен, что, любого ребенка можно увлечь простым общением с лошадью. «Ребенка один раз на лошадь посадишь – ему так понравится, что захочется снова и снова кататься на ней, бежать будет к лошади при первой возможности, и, когда повзрослеет, его не потянет к вредным привычкам», - уверен Эйриян. Европейско-Азиатские Новости.