РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 15 октября 2015 в 11:00
Автор ЕАНовостиЕАНовости

История о большом сердце: для чего в Екатеринбурге создаются гостевые семьи

Реальные рассказы тех, кто решился на этот шаг, и как можно повторить этот путь - в материале ЕАН.
Когда люди впервые слышат о гостевых семьях, которые забирают детдомовца на выходные, а потом возвращают обратно, то многие воспринимают это в штыки. Считают такую форму устройства вовсе не помощью, а предательством. Корреспондент агентства ЕАН встретился с двумя екатеринбургскими парами, которые несколько лет назад взяли в свои семьи сирот и теперь открыли школу, чтобы помогать другим решиться на такой шаг. О том, что такое гостевая семья и для чего она нужна детдомовцу, читайте в нашем материале.

Праздник каждый день не нужен

Наши собеседницы – Анна и Татьяна – молодые замужние женщины. Вместе с супругами они долгое время состояли в общественной организации «Парус» и ездили по детским домам города, посещали Суворовское училище, проводя там праздничные и спортивные мероприятия.
«Им праздника и там хватает – их водят по музеям, по театрам. Ребенок понимает, что он едет не развлекаться, он едет в семью»

«Кроме праздников мы вели кружки в детских домах – работали с определенной группой детей. Но потом поняли, что это неэффективно. Ребята видят очень много таких людей, и даже не запоминают имена тех, кто регулярно к ним приходит. Через ребенка прошли 250 добровольцев, и все 250 он никак не отразил. У него каждый день праздник, но привязанности ни к кому не формируется. Тогда мы поняли, что самая эффективная помощь сироте – это забрать его в семью, давать ему тепло, очаг, чтобы он понимал, что это такое.

Ребенок, который в детском доме, и семейный, это огромная разница. Можно быть умным, талантливым, но без семьи сирота не станет полноценной личностью. Чтобы у человека все было нормально, ему надо на определенном этапе жизни помочь», - рассказывает Анна.

Без ложных надежд

В гостевые семьи можно взять ребенка не младше 10 лет – малыши не поймут, почему их то берут, то возвращают в детдом.
«С подростком можно открыто поговорить, рассказать ему про наши намерения, обязательства. Мы объясняем ему эту ситуацию, и он не испытывает ложных надежд, что его усыновят, возьмут под опеку. Мы становимся ему близкой родной семьей, близкими родственниками, которые ему помогают, поддерживают и будут это делать на протяжении всей его будущей жизни. Помимо того, что он будет приходить к нам в семью, когда поступит в институт, будет приезжать на каникулы», - рассказывают наши собеседницы.

Для чего ребенку привязанность

Гостевая семья необходима сироте для его социализации, потому что детский дом-интернат или суворовское училище не могут этого сделать.
«Детдомовцы видят очень много волонтеров и даже не запоминают имена. Через ребенка прошли 250 добровольцев, и все 250 он никак не отразил».

«Ребенок не умеет общаться, он замкнут, не может строить отношения, у него нарушена привязанность. Он ассоциирует себя только с той группой, в которой постоянно пребывает. Эти дети не знают многих элементарных вещей. Например, что такое сметана. Они едят суп, в который сметана уже добавлена, и не знают, как она выглядит в баночке. Не знают, как заваривают чай. Не умеют покупать продукты, тратить деньги. Такие дети думают, что всегда должны находиться со своей группой и жить по накатанным путям – как им предлагает воспитатель детского дома либо какие-то старшие товарищи, никаких перспектив они не видят. Детдомовцы не понимают, чего хотят. Но через время, через общение в семье ребенок учится говорить о своих чувствах, осознает, что он – личность», - рассуждают Анна и Татьяна.

Как я стал старшим братом

В семьи наших собеседниц уже два года приходят двое мальчиков Влад из Суворовского училища и Саша из детского дома №3. В одном случае с выбором ребенка помог психолог, в другом – личное общение.
«Так сложилось, что сначала мы предприняли попытку общаться сразу с двумя детьми – Сашей и Женей, они жили в одной комнате, учились в одном классе. Но Женя воспринял это предложение в штыки, сказал, что ему это не надо. Саша напротив – обрадовался. Сейчас он приходит к нам, а Женя иногда обращается за небольшой помощью, например, деньги на телефон закинуть», - рассказывает Татьяна.
На выходные, которые ребята проводят в гостях, их наставники стараются ничего не планировать, а просто погружают их в жизнь семьи.
«Им праздника и там хватает – их водят по музеям, по театрам. Ребенок понимает, что он едет не развлекаться, он едет в семью. Иногда ему нужно просто посидеть одному в комнате, отдохнуть. Рядом с ним 24 часа в сутки всегда кто-то есть, побыть одному – это очень важно. Мы ездим в деревню, ходим по магазинам, гуляем, стараемся подключать к домашней работе – пропылесосить, вымыть пол, готовим вместе. Конечно, в первые дни нужен организованный досуг, чтобы пообщаться, познакомиться. Например, взять ребенка на выставку или какое-то мероприятие, которое будет и вам интересно, и ему. Это необходимо, чтобы познакомиться и постепенно стать своими родными людьми», - говорят Анна и Татьяна.
Для сирот очень важен хороший пример. В детском доме они много смотрят телевизор, где видят, что у молодых людей есть квартира, машина, работа, и думают, что для них это недостижимо.
«В семье дети видят, что люди, не имея практически ничего, достигают многого. Они прилепляются и перенимают на себя этот опыт. Когда мы взяли Вадика, мы жили в одной квартире, продали ее, жили на съемной, пока строилась новая квартира. В это время я была беременная, потом он оставался с маленьким ребенком. Когда малыш подрос, Вадик стал с ним оставаться. Он может уложить его спать, покормить, погулять, как старший брат», - рассказывает Анна.

Реальные люди

Часто ребенок не знает, кем хочет стать, он не имеет представления о многих профессиях.
«В процессе общения ты видишь, что у ребенка есть какие-то таланты, и можешь объяснить ему, что это не каждому дано. Когда мы вместе готовили, я увидела, что Саша очень хорошо режет, умеет различать запахи. Я говорю ему – может, тебе поваром стать? А он даже не знал, что эта профессия может быть мужской, потому что в их детском доме повар – женщина! Он смотрел сериал «Кухня», но думал, что повара в нем – актеры. Мы пришли на «Гастрономфест», он увидел там мужчин-поваров и понял, что это реальные люди и что он тоже может освоить эту специальность», - вспоминает Татьяна.

Стать семьей для сироты

С 26 сентября в Екатеринбурге открылась школа гостевых семей – ее организовала общественная организация «Рассвет. Центр ответственной благотворительности», в которую теперь входят наши собеседницы.
«Для того чтобы понять, готова ли семья к этому шагу, надо пройти эту школу. Когда супруги придут к понимаю того, что готовы поделиться избытком своего тепла и оба согласятся на это, – можно начинать. У нас работает специалист с большим опытом, она расскажет, что такое сирота, как с ним общаться, выстраивать отношения, какие будут проблемы, подводные камни», - рассказывают Анна и Татьяна.
«Каждый из нас может помочь одному ребенку. Мы верим, что это может каждая семья. Если таких семей будет больше, многие сироты смогут обрести семью. И мир станет лучше, мы в это верим и хотим сообщить это каждому - что это по силам. Усыновление – это очень серьезный шаг, но вот так могут помочь очень многие, это не отнимает много средств, много усилий», - говорят они. Европейско-Азиатские Новости.
almaceramica