В переводе с латинского слово fractio означает «преломление», «дробление». В физике и химии под фракцией понимают выделенную по определенным признакам часть жидкого или сыпучего вещества. О процессе «дробления и преломления» депутатской массы в политике – читайте в нашем ликбезе.
Согласно букве закона
Избранные в представительные органы власти люди объединяются в группы в соответствии со своей партийной принадлежностью. При этом депутат необязательно должен числиться членом той или иной политической структуры. В парламенты проходят не только партийцы, но и сторонники партий, избравшиеся при их официальной поддержке .
В Заксобрании Свердловской области работают четыре фракции – «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ, по партийной структуре облдума повторяет Государственную Думу. А в екатеринбургской думе, например, работают фракции ЕР, КПРФ, ЛДПР и «Гражданской платформы». Справедливороссы и депутаты от «Российской партии пенсионеров за справедливость» до сих пор официально не объединились, хотя муниципальный парламент проработал уже больше половины срока.
Цель создания и работы фракции, говоря простым языком, – продавливать решения, нужные партии.
Процесс группировки депутатов имеет добровольно-принудительный характер. Так, в том же Екатеринбурге прокуратура полтора года добивалась создания фракций, но, как видим, всех к порядку призвать не смогла.
«Создавать фракции обязательно в тех парламентах, где есть депутаты, избранные по партийным спискам. Собственно, они и должны в них входить, а одномандатники, избранные при партийной поддержке, – по желанию. Если дума сформирована исключительно по мажоритарной системе, то есть депутаты избраны по одномандатным или многомандатным округам, можно обойтись без них.
Добавлю, что ответственности за отказ от создания фракций пока не предусмотрено. Тут ситуация похожа на вопрос с посещаемостью. На депутатов законом возложена обязанность ходить на заседания, но ответственность за ее неисполнение не наступит. Поэтому некоторые позволяют себе не являться в думу по полгода»
- пояснил председатель екатеринбургского избиркома, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ Илья Захаров.
Кружки по интересам
Следует отметить, что нежелание однопартийцев объединяться в рамках муниципальных дум объясняется тем, что
на местном уровне депутаты стремятся защищать интересы не столько партий, сколько аффилированного с ними бизнеса либо других политических сил.
Из-за этого получаются расколы. Например, из семи депутатов екатеринбургской думы, имеющих отношение к «Справедливой России», четверо – Александр Караваев, Илья Лобов, Антон Швалев и Сергей Ковальковский – сейчас поддерживают линию губернаторской администрации. Александр Смолин остается верен мэрии, Евгений Боровик также склоняется в сторону «городского» лагеря, но всячески подчеркивает свою независимость.
Сын основателя «Атомстройкомплекса» Виктор Ананьев, ранее лоббировавший интересы мэрии, числится в думе лишь формально – он написал заявление о сложении полномочий еще осенью и с тех пор не посещает заседания.
По этой же причине долгое время не могла сформироваться и начать работать самая многочисленная фракция «Единая Россия».
Да и сейчас объединение носит скорее формальный характер. Гораздо лучше отражает сложившийся политический расклад создание двух «кружков по интересам» - межпартийной депутатской группы и межфракционного объединения «Большой Екатеринбург».
Считается, что в первую входят депутаты, присягнувшие на верность горадминистрации, во вторую – защитники губернатора.
В среднеуральском Заксобрании дела обстоят примерно так же и ровно по тем же причинам. Самой неоднородной фракцией считается КПРФ. В конце 2013 года по этой причине даже сменился ее лидер – «прообластному» Дмитрию Шадрину пришлось уступить пост «прогородскому» Нафику Фамиеву.
А уставшая от противостояния Елена Кукушкина и вовсе поменяла конфликтный свердловский парламент на ямальский.
Сегодня развивается конфликт внутри фракции «Единая Россия».
Сергей Семеновых, избравшийся при поддержке ЕР по Серовскому одномандатному округу, готовится покинуть партийную группу, так как его инициативы не находят понимания у коллег. После выхода из фракции он получит статус внефракционного депутата. Один такой в Заксо уже есть: ни в одну фракцию не входит Максим Серебренников. В случае выхода Семеновых из рядов единороссов ему ничего не грозит – он одномандатник.
А вот его нынешний коллега по фракции, прошедший по списку ЕР беспартийный Евгений Артюх, по-настоящему рисковал два с половиной года назад. Он позволил себе резкие высказывания в СМИ о единороссах, после чего региональное отделение партии поставило вопрос о лишении Артюха мандата.
Одноразовая верность
Впрочем, бывают случаи, когда идеологическое единение достигается не только в рамках одной фракции, но и условной думской оппозиции, когда несколько фракций выступают единым фронтом. Часто это бывает при решении вопросов о выборах.
Так случилось, например, летом 2012 года, когда в Заксобрании произошла «итальянская забастовка».
Тогда ЛДПР и «Справедливая Россия» подготовили больше сотни поправок к законопроекту «Единой России» об установлении муниципального барьера (количества подписей депутатов местных дум, необходимых для выдвижения кандидатов, – прим. ЕАН) на выборах губернатора на уровне, предложенном ЕР. Таким образом оппозиция добилась выхода единороссов на диалог, и барьер в итоге был снижен.
Нынешний созыв Госдумы сформирован исключительно из «списочников».
Этим инструментом пользовался и нынешний созыв Госдумы. Кстати, он сформирован исключительно из «списочников» и, хотя были случаи исключения депутатов из фракций, ни один из них не потерял мандат по указанной причине. Европейско-Азиатские Новости.