Унесший в московском регионе уже 16 жизней ураган стал неожиданностью для большинства столичных жителей. Главная тема сегодняшних дискуссий – почему всесильное МЧС не предупредило горожан о смертельной опасности. Уральские абоненты сотовой связи разделились: одни получают «спасительные» SMS, другие – нет. ЕАН изучил цепочку, по которой тревожный метеопрогноз передается конечным потребителям. Оказалось, что в нее вовлечены мэры всех без исключения городов Среднего Урала и всего два сотовых оператора. Другие к сотрудничеству со спасателями до сих пор не готовы.
Шестнадцать погибших, сотни раненых, разрушения объектов и инфраструктуры, повреждения частного имущества и авто – к таким результатам привел ураган, который пронесся над столицей 29 мая. По последним данным различных служб, около 150 человек в больницах, среди них 22 ребенка.
Спустя несколько часов после трагедии в социальных сетях появились критические посты в адрес МЧС России. Люди сетовали на то, что их не предупредили SMS-рассылкой о грозящей опасности. Причем одни утверждали, что сообщения о приближающемся урагане пришли к ним на телефоны или промелькнули на табло в виде бегущей строки в общественном транспорте. Другие уверяли, что ничего подобного никогда не получали. Оказалось также, что часть людей в свое время принципиально отказались от рассылок МЧС, считая их спамом.
Официальные представители МЧС России только подлили масла в огонь. Начальник управления информации Алексей Вагутович заявил, что информирование жителей Москвы «было достаточным». На вопрос журналистов «Медузы», почему SMS получили абоненты не всех операторов сотовой связи, в главке заявили: «А почему мы должны? Информация дается - кто хочет, тот ее получает. А если вы читать не умеете, мне что с вами делать тогда?»
Естественно, после таких заявлений все шишки посыпались на ведомство министра ЧС Владимира Пучкова. Невнятность схемы оповещения, а также неясность с тем, кто и за что отвечает, актуализировало проблему в регионах УрФО.
Как выяснил ЕАН, на Среднем Урале первыми тревожные метеосводки Гидрометцентра получает ГУ МЧС по Свердловской области.
«Мы первыми получаем плановый прогноз погоды от синоптиков. Например, на основании прогноза о штормовом предупреждении мы эту информацию оперативно направляем мэрам. Там же озвучиваются возможные превентивные меры: что надлежит сделать, какие силы и средства привести в готовность, как предупредить население», - рассказала агентству пресс-секретарь регионального главка Наталья Зырянова.
Далее часть ответственности ложится на плечи мэров. Именно главы муниципалитетов в силу своих должностных обязанностей обязаны привести в повышенную готовность все силы и средства, а также организовать оповещение.
«Через СМИ, городские интернет-сайты, радио и телевидение», - пояснила Зырянова.
«Естественно, мы со своей стороны также проделываем эту работу – предупреждение выкладывается на нашем сайте, уходит адресной рассылкой в редакции всех СМИ, поступает в социальные сети и так далее», - рассказали в ГУ МЧС по Свердловской области.
Понимая, что не все сидят в Интернете, смотрят телевизор и слушают радио, спасатели задействуют другие формы оповещения. К примеру, в Екатеринбурге действует «Первое маршрутное телевидение». У МЧС есть прямой доступ к этому каналу информации, говорит Зырянова. Это позволяет спасателям самостоятельно выводить информацию об угрозах на экраны, которые установлены в общественном транспорте.
Кроме того, в ряде мест Екатеринбурга с массовым скоплением людей установлены специальные мониторы системы «Оксион». Всего их 20 – большая часть приходится на долю ККТ «Космос», КРК «Уралец», ТРЦ «Гринвич», «Парк-хаус», «Кит», «Монетка» на Сибирском тракте, небоскреб «Антей» и ряд других. Еще четыре монитора стоят на территории Северного автовокзала и аэропорта Кольцово.
«В обычном режиме они демонстрируют ролики социальной рекламы, а в случае угрозы предупреждают посетителей об опасности», - сообщила Наталья Зырянова.
Что касается вызвавшей наиболее ожесточенные споры SMS-рассылки, то в Свердловской области со спасателями сотрудничают лишь два оператора – «МегаФон» и Tele-2. Почему не удается решить вопрос с оповещением абонентов других компаний, ни одна из сторон – ни МЧС, ни сами операторы - толком объяснить не могут. В главке лишь говорят, что диалог на эту тему с руководителями филиалов МТС, «Билайн» и «Мотив» ведется до сих пор. Но договоренности пока не достигнуты.
«В компании работает единый центр управления сетью (ЕЦУС), главная задача которого – централизованный мониторинг сети по всей России, в том числе и во время чрезвычайных ситуаций. Центр может в кратчайшие сроки провести оповещение абонентов в любом регионе России, в том числе и на Урале, по запросу государственных органов: МЧС, Роскомнадзора и других ведомств», - сообщили ЕАН в пресс-службе «МегаФона» на Урале.
Для подобного сотрудничества был создан спецрегламент. Например, оперативный дежурный ЕЦУС получает запрос от МЧС с указанием географических координат и времени рассылки. Сразу после получения информации о стихийном бедствии или другой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, ЕЦУС организует SMS-оповещение населения, в соответствии с требованиями инициатора относительно зоны и времени действия.
Важно отметить, что такие рассылки получают только те абоненты, которые находятся в предполагаемой зоне чрезвычайных ситуаций. Сообщения от МЧС содержат важную информацию, от которой зависит жизнь и здоровье людей.
«Например, мы единственные из операторов связи провели рассылку во время наводнения в Крымске, во время аварийных ситуаций в московском метро. На Урале такие SMS-рассылки (например, данные о штормовом предупреждении) проводятся по запросу госоргана и в соответствии с его требованиями», - добавили в пресс-службе оператора.
Любопытно, что часть абонентов принципиально требуют отключить их от оповещения МЧС.
«К нам приходятся звонки с вопросами, зачем вы мучаете нас SMS-рассылками? Такие факты есть. Однако мы обязаны снизить возможные людские потери. Это одна из основных задач МЧС – предупреждение и профилактика. И если прогноз плохой, то лучше отложить планы на отдых. Он может сбыться, а может не сбыться. Обойдет стороной – хорошо, а если нет? Так что люди должны прислушиваться к нашим рекомендациям. Это же не коммерческая реклама, речь идет о жизни самих людей. Не так часто это и бывает, в конце концов»