Рынок керамических изделий в России растет, несмотря на кризисы. Как нашим заводам удается оставаться конкурентоспособными, какие новшества они внедряют и как решают экологические проблемы, - в интервью ЕАН рассказал генеральный директор компании «Уралкерамика» Игорь Задорожный.
- Игорь Васильевич, предприятию «Уралкерамика» больше полувека, если точнее, 56 лет. Каким было предприятие, когда вы стали генеральным директором?
- Я стал генеральным директором завода в конце 2009 года. Это было предприятие, которое успешно трансформировалось из плановой экономики советского периода в рыночную экономику современной России, были обновлены основные средства производства, была своя доля рынка, известный бренд. Но в то же время у моей команды было четкое понимание, что необходимы кардинальные перемены, чтобы избежать стагнации и перейти на более качественный уровень на очень конкурентном рынке керамики (только российских производителей на рынке 21, количество брендов - более 500).
- Был ли какой-то первоначальный план по модернизации и развитию предприятия?
- Мы столкнулись с последствиями кризиса 2008 года. Поэтому первое, что начали делать, – активно работать с издержками производства. Второе: мы принципиально изменили политику работы с нашими дистрибьюторами. Третье: мы определились, какие направления производства нам надо развивать, а от каких необходимо отказаться. На «Уралкерамике» было и плиточное производство, и санфаянсовое производство. На тот момент вложения в развитие обоих направлений были идентичны, финансы ограничены, рентабельность на плитке была выше, оборудование санфаянса было технологически устаревшим.
Поэтому было принято решение отказаться от развития санфаянса и сконцентрироваться на плиточном производстве.
- Проектные мощности завода при запуске составляли 1,8 млн кв. м керамической плитки в год. Какое количество плитки в данный момент производит предприятие?
- Некорректно сравнивать современный завод и завод советского периода. Дело в том, что в советское время здесь производили не только плитку и санфаянс, но и трубы, кирпич, товары народного потребления. Номенклатура была огромной. Давайте в качестве рубежа возьмем конец 2009 года. В 2009 году завод производил 4 млн кв. м плитки в год, в данный момент мы вышли на объем 8,2 млн кв. м.
Производительность труда выросла в 3,4 раза, средняя заработная плата возросла с 17 тыс.рублей до 47 тыс.рублей, налоговые платежи во все виды бюджета выросли со 150 млн рублей до 600 млн рублей.
География продаж существенно расширилась – мы присутствуем во всех регионах России, СНГ и начинаем пилотные продажи в Европе.
- Специалисты большинства промышленных предприятий отмечают, что, если говорить об экологической стороне производства, им приходится работать не только с текущей ситуацией, но и с наследием советского прошлого. Как обстоят дела в этом смысле на «Уралкерамике»?
- Мы понимаем, как важен экологический аспект производства, особенно учитывая расположение предприятия в черте города. Финальной точкой реализации нашей экологической программы в этом году станет внедрение новой системы аспирации в цехах и модернизация пылеулавливающих установок.
Фактически когда я стал генеральным директором, работающего оборудования, решающего экологические проблемы, не было или оно было устаревшим.
Конечно, хочется сделать все и сразу. Но чудес не бывает. Для того чтобы что-то сделать, сначала нужно заработать на это деньги.
Вообще вопрос экологии очень сложный с точки зрения соблюдения баланса между вложением в развитие производства, увеличением производительности труда, ростом заработной платы и затратами на экологию, особенно для предприятий, находящихся в городской черте, или градообразующих предприятий.
Существующие правила нормирования загрязняющих веществ от промышленных предприятий предусматривают суммацию фоновых концентраций этих веществ в воздухе района расположения предприятия с выбросами самого предприятия. Фоновые концентрации крупных городов ухудшаются год от года, и основной вклад в загрязнение воздуха вносит автотранспорт.
По статистике, одна машина в год производит 750 кг вредных веществ, которые попадают в атмосферу. В Екатеринбурге 650 тыс. автомобилей, значит в атмосферу попадает почти полмиллиарда тонн выбросов.
Однако, согласно принципу суммации фоновых концентраций, уменьшаться из года в год должна именно доля выброса предприятия. В итоге воздух чище не становится, а предприятие, вместо того чтобы развиваться и наращивать объемы, вынуждено начинать процедуры выноса с существующей площадки своих производственных мощностей. Вынос площадки за пределы города стоил бы нам 4-5 млрд рублей. Все это необходимо, так как доля выбросов неизбежно движется к нулю и рано или поздно предприятие не впишется в нормативы. Исходя из этой проблематики, мы рассматриваем несколько вариантов дальнейшего развития предприятия.
- Вы планируете расширить производство?
- На сегодня мы завершаем модернизацию внутри завода и начинаем строить абсолютно новое предприятие. Важно, что это будет экологически чистое производство. Несмотря на двукратное увеличение объема производства, источники выбросов сократятся. Связано это с изменением технологии. На новом заводе будет применяться технология однократного обжига, значит, вместо использования двух печей будет использоваться одна. Многие процессы на заводе будут автоматизированы. Например, мы уйдем от погрузчиков. Продукция будет выходить с линии и по конвейеру будет поступать на склад. Склад также будет автоматизирован.
- Каковы проектные сроки?
- В течение ближайших двух месяцев должна быть закончена предпроектная подготовка, готовятся расчеты предельно допустимых выбросов. Исходя из этого будут рассчитаны границы санитарно-защитной зоны. В результате нам станет понятно, насколько объемным сможет быть этот проект. Пока расчетный объем – 15 млн кв.м плитки и керамогранита в год. Этот объем поможет нам закрыть потребность наших покупателей в плитке для внутренних работ, в облицовочной плитке и керамограните. К тому же чем больше объем производства, тем ниже себестоимость.
- Повлечет ли автоматизация процессов производства сокращение работников?
- Нет, мы не планируем сокращения. Количество рабочих мест увеличится еще на 200 человек.
- Сколько человек работает на заводе? Кто эти люди? Существует ли династическая преемственность у работников завода?
- В данный момент на «Заводе керамических изделий» работают 890 человек, 250 человек проживают непосредственно в микрорайоне, часть работников приезжают к нам из Полевского. У нас на заводе существуют целые династии. Есть одна семья, чей общий стаж работы на заводе 50 лет.
- Кто является вашими основными конкурентами?
- На территории России на данный момент 21 завод, который производит керамические изделия, в том числе керамическую плитку.
Мы уже достаточно сильно «толкаемся локтями». Нам удалось за прошедшие три года отвоевать рынок, кто-то закрылся, кто-то упустил объемы.
Мы ко всем относимся серьезно: и к крупным игрокам, и к небольшим заводам, у них тоже бывают интересные вещи, находки. Мы всегда следим за этим. Основные конкуренты – все!
- Какова емкость рынка керамической плитки в России?
- В 2016 году производство в России, по данным Росстата, составило 162 млн кв. м (137 млн кв. м внутреннее потребление, 25 млн кв. м - экспорт), емкость рынка 176 млн (137 внутреннее производство + 39 млн экспорта).
В 2013 году (самый удачный год с точки зрения продажи плитки с 2000 года) производство составило 164 млн кв. м (148 млн кв. м внутреннее потребление + 16 млн кв. м экспорт). Емкость рынка 223 млн (148 млн внутреннее потребление + 75 млн импорт).
Проектные мощности всех производителей в России 180 млн кв. м. Планируемое расширение (проекты в стадии строительства или заказа оборудования) - около 90 млн кв. м.
Емкость российского рынка керамики, по самым оптимистическим прогнозам, максимум 240 млн кв. м. Для того, чтобы он принципиально вырос, необходимо количественное увеличение площадей под отделку, т.е. помещения под плитку должны увеличиться – больше по метражу должны быть кухни, коридоры, санузлы и т.д. Примерный диапазон кв. м плитки на количество населения - от 1-1,5 кв. м, кроме экспортно-ориентированных стран, таких как Испания, Италия, Китай, Бразилия. Итого - простая арифметика, если предположить, что импорт и экспорт останутся неизменными, то: 180 млн мощности + 90 млн новой мощности + 40 млн импорта – 25 млн экспорта – 240 емкость рынка = 45 млн кв. м профицита плиты! И это без учета строящихся предприятий на территории Казахстана, Узбекистана, Азербайджана.
Риск перепроизводства огромен! В 2017-2020 годах мы столкнемся с ужесточением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках.
К сожалению, этот процесс в условиях перепроизводства приведет к тому, что кто-то вынужден будет закрыться или существенно сократить объем производства.
- Директор одной из крупнейших торговых компаний «Баусервис» на мартовской конференции в Москве назвал «Уралкерамику» лидером по производству хитов. Это значит, что специалисты отдела маркетинга предугадывают потребность потребителя. За счет чего, как вы думаете?
- Действительно, за последние 4 года ТМ «Уралкерамика» стала лидером по выпуску популярных коллекций. За это время выпущено более 120 коллекций, около 20% - это хиты продаж. Добиться такого успеха помогли следующие факторы:
- собственная сильная дизайнерская студия - разрабатывает разносторонние коллекции по заданию от отдела маркетинга, которые потом проходят несколько этапов фокус-групп. В производство запускаются только те коллекции, которые получили наивысшие оценки. Поэтому при вводе новинок на рынок каждая коллекция имеет своего покупателя;
- развитие ассортимента идет не только с точки зрения художественного оформления плитки, но и ек формата. Проводится анализ по разработке нового формата, опирающийся прежде всего на практичность и эстетическую сторону;
- оперативное внедрение передовых технологий и материалов.
- Как вы защищаете собственные идеи от плагиата?
- В России это очень долгий процесс. Мы выпускаем новые коллекции два раза в год. Пока мы соберем и подадим все документы, пока их будут рассматривать, коллекция может уже устареть. Поэтому мы фиксируем всеми доступными и законными способами наши права. На некоторые образцы подаем заявку на патент, но только на самые уникальные.
- Законодателями моды в производстве керамической плитки считаются итальянские и испанские производители. Скажите, есть ли у специалистов предприятия налаженные контакты с производителями из этих стран?
- Мода на керамическую плитку - это неоднозначное понятие. Вкусовые предпочтения покупателей сильно отличаются в зависимости от региональных особенностей по цвету, размеру и тематике изображений. Поэтому испанские и итальянские производители задают основной тренд, от которого можно отталкиваться при разработке новых коллекций. Вообще Испания и Италия - это прежде всего ведущие специалисты в разработке новых технологий и материалов для производства керамической плитки. Поэтому наше предприятие оснащено итальянским оборудованием, а сырье поступает от ведущих производителей Испании и Италии. На сегодня на ПАО «ЗКИ» используются следующие материалы из этих стран: фритты, гранили, пигменты, витрозы, пасты с содержанием драгоценных металлов, чернила для цифровой печати.
- Насколько мне известно, вы занимаетесь благотворительной деятельностью? Кому вы помогаете и чем? Почему именно этим организациям?
- Мы производим продукцию, которая востребована в детских учреждениях: детских садах, школах, больницах. За последние три года мы поставили плитку и осуществили ремонты в 121 объекте социальной сферы. У нас большой проект с детской городской больницей №9.
-Церковно-приходским школам помогаем материалами – красителями, глиной. Есть адресные благотворительные проекты. Например, мы выступили генеральным партнером Международного юношеского фестиваля музыкального творчества «Земля – наш общий дом», а также спонсором поездки на чемпионат России по шахматам среди детей до 9 лет «Кубок надежды» Гамидовой Маргариты.