Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были две темы, которые каждая по своей причине меня чем-то зацепили.
Навальный как новый Гапон российской политики
События в Москве, где оппозиционер Алексей Навальный вывел своих сторонников в самый центр города, на Тверскую улицу - поворотный момент в российской политике последних лет. В чем причина?
Ситуация знаковая и беспрецедентная: политик нарушил все ранее достигнутые договоренности с властями. В США, Франции и в других странах с развитыми общественными и демократическими институтами это стало бы проходным событием, но в России - своя история и традиции отношений политических организаций и администрации президента. Отношений подчиненности и согласований любого чиха.
То, что сделал Алексей Навальный показало: с властью можно обойтись неуважительно, можно ее атаковать и игнорировать ее пожелания. И, по большому счету, тебе за это ничего не будет. Арест на месяц вряд ли можно считать серьезным наказанием для человека, заявившего себя как единственную внятную альтернативу самому Владимиру Путину.
Как будут развиваться отношения власти и Навального станет понятно в самое ближайшее время. Но одно очевидно уже сегодня: ставки в этой сложной игре высоки.
Оппозиционер осознанно взял на себя роль попа Гапона, человека, который несколько лет виртуозно лавировал между ключевыми политическими институтами России начала прошлого века. Кстати, говоря о Гапоне я совершенно не вкладываю в это какой-то негативный смысл. Это был серьезный политик, который вполне обоснованно претендовал на роль лидера оппозиции, которому доверяли массы.
Власть в свою очередь тоже серьезно рискует. Давить оппозицию силовым путем не очень модно. С другой стороны, просто так взять и простить Навальному организованный им бардак в центре Москвы - тоже не по понятиям. Элиты могут оттрактовать это как признак слабости Кремля. А кому интересен Кремль, которого можно не бояться?
Скептики, правда, напоминают, что Гапон в итоге плохо кончил. Будем надеяться, что в начале 21-го века отношения власти и оппозиции будут развиваться более цивилизованно.
Выживший-2
В соцсетях на минувшей неделе активно шутили: Свердловская область - особенная, даже Дима Песков у нас - свой, героический. История 4-летнего мальчика, пять суток проведшего в лесу - безусловное событие недели для региона.
Что греха таить, на благополучный исход этой истории никто уже не надеялся. По понятным причинам, это не обсуждали вслух, но тем не менее, тема витала в воздухе. Детские следы, обнаруженные на берегу одного из болот, наводили на самые мрачные мысли.
Страсти, эмоции, сотни людей, участвовавших в поиске, прямая трансляция с места событий - настоящий сериал протяженностью почти в неделю. Лично знаю женщин, ставивших в церкви свечки за его здоровье.
Но все это лирика. Худшее, что случилось - история с авиацией МЧС. Когда стало ясно, что парня нужно транспортировать вертолетом выяснилось, что таковых в распоряжении спасателей нет. О том, что и без того немногочисленные машины переданы из Екатеринбурга в Сибирь стало известно еще месяц назад. О том, что в случае того или иного ЧП в регионе мы остаемся без авиаспасателей предупреждали и говорили. Как показала история с маленьким потеряшкой, все предупреждения прошли мимо ушей высокого мчс-овского начальства.
Конечно, есть вертолеты Центра медицины катастроф. Да, как последний аргумент и надежда у нас есть армия и ее авиация. Но на самом деле все это очень хрупко и ненадежно. Ведь теперь в случае каждого ЧП мы будем вынуждены полагаться на личные телефонные переговоры двух-трех генералов, которым предстоит решить, чей вертолет должен лететь на спасение людей. А это печально и неправильно, нормальная система так работать не должна