В Свердловской области завершился важный этап предвыборной кампании – облизбирком закончил прием документов на регистрацию кандидатов в главы региона. Уже ясно, что в бюллетене 10 сентября будет не больше шести фамилий: собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов смогли только врио губернатора Евгений Куйвашев, представитель «Российской партии пенсионеров за справедливость» Дмитрий Сергин, «жириновец» Игорь Торощин, «эсер» Дмитрий Ионин, коммунист Алексей Парфенов и представитель «Зеленых» Константин Киселев.
Об отсутствии интриги вокруг фамилии победителя эксперты говорят постоянно – политологи прогнозируют победу Куйвашева уже в первом туре. Но борьбу за второе место никто не отменял. Более того, принято считать, что вторая позиция, особенно для молодых политиков, - это хорошая стартовая площадка для будущих электоральных успехов и возможность быть замеченным в администрации президента.
Мы попросили экспертов-политологов спрогнозировать результаты кандидатов.
Анатолий Гагарин, руководитель уральского отделения «Фонда развития гражданского общества»: «На мой взгляд, три основных претендента на второе место – Сергин, Торощин, Ионин.
У Парфенова совсем слабые исходные позиции, низкая узнаваемость, плюс образ банкира-коммуниста не добавляет очков в глазах традиционного коммунистического электората, кампания пока идет без ярких ходов. Киселеву же трудно рассчитывать на голоса за пределами Екатеринбурга. Впрочем, его задача больше просветительская, он ведет активную пропагандистско-просветительскую кампанию, рассказывая, что такое либерализм, либеральные ценности.
А вот у Сергина, Торощина и Ионина может сложиться интересная конкурентная компания. Последние двое, мне кажется, стоят на похожих позициях. У Ионина лучшие личностные рейтинги, но «Справедливая Россия» сдала позиции. Торощин же, напротив, не может похвастаться ничем особенным, кроме опоры на бренд ЛДПР.
Сергин сделал запоминающиеся первые шаги, выступив с несколько провокационными лозунгами. Его позиция вызывает уважение, он смело двигается в избирательном процессе. Теперь ему необходимо активизировать электорат пенсионеров, являющийся целевым для РППЗС.
Резюмируя: второе-четвертое места займут Ионин, Торощин и Сергин, в каком порядке, пока не знаю. Пятое-шестое получат Парфенов и Киселев».
Алексей Швайгерт, политтехнолог: «Во-первых, хочу отметить, что вряд ли кандидатов в бюллетене будет шесть. В других регионах кампании обычно проходят по модели «1+3» и «1+4» (один основной и спарринг-партнеры, - прим. ЕАН). Если социология покажет, что тот или иной кандидат оттягивает голоса, то администраторы кампании найдут предлог, чтобы его снять - предложат пост, позовут в команду губернатора или найдут техническую причину для снятия. Мне кажется, что таким кандидатом может стать Дмитрий Сергин, потому что он работает с самым дисциплинированным электоратом – пенсионерами.
Остальные кандидаты действуют очень локально, не хватает тотального охвата избирателей. Они работают очаговым способом – где-то поклеили рекламу, где-то нет, где-то разнесли газету, где-то нет. Если гипотетически - я бы посмотрел в сторону кандидата от ЛДПР. У партии был хороший результат на выборах в Госдуму, а у кандидатов от ЛДПР - особенно жесткая связка с партией.
Но во многом все будет зависеть от того, пойдет ли кто-то из кандидатов на обострение предвыборной риторики, проблемных точек. Пока все кандидаты движутся в очень комфортном для Куйвашева сценарии. Но вдруг кто-то за неделю-полторы до голосования решит стать вторым и критической повесткой перетянуть на себя голоса? Последнее место я бы отдал Константину Киселеву. Он избрался в екатеринбургскую думу по спискам, и люди его не знают. Потенциальные избиратели Киселева сосредоточены в Екатеринбурге, а здесь два момента принципиально влияют на результат – история с его «предательством» Евгения Ройзмана и низкая явка. В Екатеринбурге ее будут максимально сушить. Да и потенциальный электорат Киселева может просто бойкотировать выборы».
Сергей Мошкин, политтехнолог: «Победитель выиграет с большим отрывом, а что касается остальных, то высока будет роль случайного фактора. В пользу ряда кандидатов может сыграть узнаваемый партийный тренд. Большего сказать не могу, поскольку не располагаю результатами качественных общеобластных опросов. Если они вообще проводились».