Мистический мрак, бесконечные ходы под городскими зданиями, колдовской адреналин – все это есть в подземельях столицы Урала. Исследована лишь малая их часть, порядка 15 км. Большая часть ходов затоплена, глубина воды местами достигает 1,5 м, пройти под дорогами и домами можно лишь в специальной экипировке. Корреспондент ЕАН отважился спуститься в подземелья и исследовать таинственный Екатеринбург.
«А костюм-то всплывает, если что?» - робко интересуется девушка у своего напарника, намекая на самый пессимистичный сценарий подземной прогулки.
Диггерство (оно же исследование подземных коммуникаций) распространено в мегаполисах и крупных городах России. Прогулки по подземельям Екатеринбурга проводятся не первый год. 5 августа исполнилось ровно 10 лет с первой экскурсии по авторскому маршруту турфирмы «Утро» в подземелья Екатеринбурга. Таким образом, в эти выходные состоялся юбилейный рейд.
Внушительных размеров водонепроницаемое одеяние: штаны на подтяжках, с заклепками в районе голени, кофта, напоминающая штормовку, фонарик на лямке, каска, - вот такая амуниция необходима для того, чтобы окунуться в атмосферу подземного царства. На улице уже вечереет, а наша группа из девяти человек под предводительством экскурсовода устремляется навстречу приключениям и скоро в буквальном смысле провалится сквозь землю.
Горожане, расположившиеся на лавочках на набережной Исети, подбадривают экскурсантов словами и жестами. После инструктажа спускаемся по ступенькам вниз и, сев на бордюры реки, начинаем ступать на дно (вода доходит примерно до уровня колена). Начинаем движение ко входу в подземелье.
И вот арка в мосту по улице Куйбышева рядом с цирком – вход в подземелье столицы Урала. Вообще же это место считается проклятым. Всему виной непослушание Василия Татищева, возводящего Екатеринбургский завод. Первоначально промышленник планировал построить предприятие так, что центральной стала бы нынешняя улица имени советского партийного деятеля. Причина: ее удобное расположение. Именно эта улица в будущем соединила Московский и Сибирский тракты, один из которых ведет в западную часть России, а другой - в восточную.
По легенде, Татищев долго сидел над планами с лучиной, и сам не заметил, как уснул. И причудилось ему во сне, что пришла к нему или чудская царица, или башкирская шаманка. Сказала ему: «В этих местах есть древние и священные захоронения. Если потревожить их, то не будет городу ни развития, ни благополучия, ни процветания».
Конечно, это легенда, но на всех постройках в этой местности будто бы дьявольская печать: телебашню, которую начали строить в советские годы, так и не возвели до конца, также не удалось достроить и гостиницу «Харбин» (по-прежнему этот кирпичный недострой «украшает» центр города), буквально на костях построен и бизнес-центр Summit (во время его возведения погибло несколько человек), плюсом не удалось даже застеклить купол цирка, и, оказывается, он по сей день остается не доведенным до итоговой кондиции.
Под аккомпанемент интересных рассказов главы проекта, экскурсовода Анатолия Киселева, входим в подземные лабиринты. Тут все, как в фильмах: полный мрак, шумы (от течения воды) и эхо от сточных вод, воздух сырой и гнилостный.
«Когда вода достигает определенного уровня, створка автоматически открывается и вода сбрасывается. Она должна идти в отдельном водопроводе на очистные сооружения. Дело в том, что воды больше не становится и тут начинается экономия», - подчеркивает Анатолий.
Во мраке появляются коллекторы.
И вновь экскурс в историю от Анатолия. После гражданской войны началась индустриализация, появилась необходимость строить дороги и транспортные сети. Большое количество мелких речушек мешало строить мосты. Именно тогда спасительным решением и стали коллекторы. При их строительстве использовались типовые блоки. Коллекторы сохранились до наших дней настолько хорошо, что на них можно строить высотные здания.
Наша команда движется дальше вглубь. Начинаю чувствовать, что не иду, а плыву. Бурные потоки воды, а иногда на месте появляются и препятствия в виде подводных камней, желобов и даже труб, через которые приходится перелезать.
На стенах же растут грибы белого цвета. Большими они не вырастают: сбивает вода. Продолжаем путь тоннелями, вверх порой уходят канализационные люки. И вид снизу у них даже несколько величественный. Иногда слышатся таинственные звуки, неведомые и далекие.
Совсем рядом с ними проходит труба, принадлежащая Сбербанку. Вода из нее может окатить мощным душем любого экстремала: выброс происходит каждые пять минут.
Плавно рассказы переходят к полезным свойствам подземных рек. «По любой из подземных рек можно выйти за территорию города и посетить его окрестности», - утверждает Анатолий.
После часа плутаний против течения воды мы натыкаемся на настоящую историческую реликвию – мост XVIII века в районе улицы Гоголя.
Сама постройка очень красиво усеяна сталактитами. Зрелище - просто загляденье.
При строительстве конструкции не было никаких железных соединений. Она держится за счет сварочной структуры. Видно, что цемент уже высыпался. Все разрушения на нем идут не вдоль, а поперек моста. Сам мост рассчитан на две каретные повозки, но никак не на автомобиль.
Тут проводник по подземельям Анатолий решает устроить небольшой мозговой штурм: «Скажите, а какой еще объект построен из материала этого моста?» «Площадь 1905 года», - произносит одна женщина. Ответ оказывается верным.
Но вдруг мы останавливаемся. Выясняется, что если идти дальше, то подземная река начинает вести себя аномально. Там же начинаются и прорывы горячей воды, которая намного горячее, чем вода в наших кранах.
На этом экскурс в подземелья заканчивается. Спускались, светило солнце, а выбрались уже во тьму. Выбираемся, и глазам предстает теплый, приветливый Екатеринбург, где, казалось бы, нет ничего мистического.