Вчера в Екатеринбурге состоялась церемония открытия II Уральского фестиваля российского кино. Красная дорожка, министр культуры Светлана Учайкина и культурный бомонд придавали мероприятию статус и колорит. Андрей Прошкин, российский режиссер и председатель жюри фестиваля, в приветственном слове слегка погасил приподнятое настроение публики:
«Нас постоянно бомбардируют какими-то абсурдными новостями. То студию режиссера Алексея Учителя забросают коктейлями Молотова, то минкульт решит взимать по 5 млн с каждой вышедшей картины, что в принципе убьет российский авторский кинематограф, ну и основная плохая новость – это то, что происходит сейчас с нашим коллегой, Кириллом Серебренниковым. Но я уверен, что искусство всегда побеждает абсурд».
Зал поддержал речь Прошкина аплодисментами.
«Надеюсь, это не мне аплодисменты, а поддержка нашим коллегам», - добавил режиссер.
На неделю Екатеринбург превратится в столицу авторского кино. Во время круглых столов мэтры обсудят будущее российского кинематографа, в ретроспективах будут показаны фильмы режиссеров, ставших классиками: Кончаловского, Соловьева, Рязанова. Фильмом-открытием стала лента «День до» - четыре новеллы о последнем дне до конца света и о русских людях, переживающих это известие. Александр Котт, представляющий фильм публике, сказал, что в прокат лента не выйдет, не уточнив причины этого. Корреспондент ЕАН побывала на показе и советует при возможности посмотреть эту картину.
Представьте, что всем нам осталось жить лишь один день…
Именно в такой ситуации оказались герои фантастической комедии-драмы «День до». К Земле летит огромная комета. Столкновение неизбежно, это нужно принять как данность и решить, чему посвятить оставшееся время. На этот счет пофантазировали четыре режиссера: братья Александр и Владимир Котт, Александр Карпиловский и Борис Хлебников.
В итоге получилось четыре оригинальных истории – четыре возможных сценария дня до конца света. Новеллы связывает лишь передача «Пусть говорят» и Андрей Малахов, который наконец-то может говорить, что хочет и сколько хочет, ведь он единственный оставшийся на телевидении ведущий. Яркая убедительная пародия на самого себя с безумными сюжетами в духе этого шоу.
Первая новелла «Рома и Юля» (реж. Александр Котт) – это вариация на тему шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». На это указывают и имена героев, костюмы, декорации и сам сюжет. Молодые люди мечтают провести друг с другом этот последний день на земле, однако семья Юлии против. Юных влюбленных разлучают, но они отказываются смириться с волей родителей и продолжают бороться за свое счастье. Финал у этой истории трагичный, что соответствует канону, хотя в данных обстоятельствах конца света и современном антураже это выглядит скорее абсурдно, а не печально.
В следующей истории «Мишка» (реж. Александр Карпиловский) небольшая компания захотела провести день до столкновения на даче в теплой дружеской атмосфере, но без конфликта не обошлось. Пока взрослые заняты выяснением отношений друг с другом, высказывая все, что у них накипело за долгие годы, маленький мечтатель Мишка изобретает машину времени, чтобы спасти нашу планету. И у него получается спасти если не все человечество от гибели, то хотя бы своих близких от раздора. Очень трогательно и забавно. Отдельно стоит отметить отличную игру Елены Лядовой и Дарьи Мороз.
Третья новелла «Поэт» (реж. Владимир Котт) содержит в себе элементы научной фантастики. В ней рассказывается о знаменитом в советское время детском поэте Зерцалове в великолепном исполнении Юрия Стоянова. Оказывается, он не умер, а был помещен в криокапсулу, чтобы проснуться в будущем, где уже изобретут вакцину от его некогда неизлечимой болезни. Однако лекарство до сих пор еще не найдено, и ему, как и всем, осталось жить лишь один день, вот такая ирония судьбы. Потомки писателя размораживают его, чтобы он насладился последним днем. Веселая и добрая история, пробивающая в финале слезу.
Финальная новелла «Наследие человечества» (реж. Борис Хлебников) – это абсолютный фарс, содержащий в себе политическую сатиру. Министерство культуры штурмуют деятели искусства, которые хотят увековечить свое имя, сохранив свои произведения в капсуле времени, которую запустят в космос. Среди них посредственный эстрадный певец Басов (Сергей Бурунов), мечтающий отправить в космос хит собственного сочинения «Пруд детства моего». Врываясь к министру культуры (Сергей Маковецкий), певец шантажом добивается желаемого, после чего со спокойной душой засыпает перед концом света. А министр культуры задумывается, не пристроить ли в капсулу времени и свою книгу «Восход России» – очевидная отсылка к реальному лицу.
Достаточно популярная тема конца света для кинематографа приобретает в картине специфический российской колорит. Действие полностью лишено какой бы то ни было паники, ужаса, массовых беспорядков. Вместо этого люди ждут конца света как Нового года, рубят оливье, собираются в узком кругу за празднично накрытым столом, признаются друг другу в любви, смотрят телевизор, где в привычной манере вещает Малахов и поет Киркоров. Фильм оставляет светлое впечатление и заставляет поверить, что падение кометы – это еще не конец.
Текст: Екатерина Шашмурина.
Фото: пресс-центр Уральского открытого фестиваля российского кино, cinemaplex.ru, m.kino-teatr.ru
[photos]