РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 11:10

«Ужас, летящий в ночи»: о ком снимают кино на Урале

В последние годы документальное кино не рекламируется и не показывается по телевидению, о нем не знает молодежь, и порой кажется, что этот вид кинематографа медленно умирает. Екатеринбургские кинотеатры не выпускают в широкий прокат ленты без «звездных» имен и раскрученных сюжетов. Так есть ли будущее у неигрового кино, как, о чем и на какие деньги его снимают сегодня, - в интервью агентству ЕАН рассказывает режиссер-документалист, обладательница более 20 профессиональных наград Марина Чувайлова.
- Марина, я знаю, что вы закончили филологический факультет УрГУ и долгое время работали в сфере рекламы. Как так получилось, что вы решили стать режиссером, и почему выбрали именно документальное кино? Ведь кажется, что игровые фильмы более востребованы у современного зрителя…
Александр Виленский, родился в Свердловске. Работал на Свердловской киностудии режиссером и сценаристом неигрового кино. Работал редактором и продюсером программ на Образовательном ТВ, шеф-редактором службы новостей на Русском ТВ в Израиле.
- Я поняла, что хочу стать режиссером, в 29 лет. Мой друг по знакомству устроил меня на Свердловскую киностудию, в киножурнал «Советский Урал». Тогда так просто, без блата туда было попасть практически нереально. Начинала с администратора. Потом мои друзья Саша Виленский и Леша Балабанов уехали учиться на высшие курсы сценаристов и режиссеров, а мне передали эстафетную палочку, и я стала сначала ассистентом, а потом исполняющим обязанности режиссера. Сняла 12 спецвыпусков киножурнала.
Потом Леша Балабанов из документалиста вырос в большого художника и занимался только игровым кино. А я всегда понимала, что хочу снимать документальное. Каждому - свое.
Игровое кино сегодняшнего дня в большинстве случаев неинтересно, а документальное – интересно всегда. В нем показана настоящая человеческая жизнь, происходит художественное осмысление какой-то проблемы. Я давно убеждена, что сложнее и интереснее документального кино нет ничего.
Алексей Балабанов, родился в Свердловске, советский и российский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Среди наиболее известных работ «Брат», «Брат2», «Жмурки», «Груз 200», «Морфий».
- Помните, как снимали свой первый фильм?
- Первая серьезная работа – это фильм «Моя прекрасная леди». Его снимали в 2000 году на студии, которой сейчас нет. Была только идея, а денег не было. Но помогли друзья, нашли камеру, операторов, и получилась эта картина. Именно с нее все и началось, и тогда я поняла, что буду заниматься именно документальным кино.
- Насколько я знаю, именно эта картина и принесла вам первую серьезную награду?
- Да, и самую ценную для меня. Это приз «За лучший дебют» на Открытом фестивале неигрового кино «Россия». До сих пор помню: мой фильм поставили на утро. А так как я по своей натуре сова, то из-за такого раннего показа очень расстроилась, думаю: «Ну кто утром пойдет кино смотреть?» Прихожу, а там полный зал народу.
«Моя прекрасная леди». В 2000 году приз «За лучший дебют» на Открытом фестивале неигрового кино «Россия». В 2001 - Гран-при за лучший фильм, Приз зрительских симпатий на Фестивале российского телевидения «Женская тема-4». Главная героиня – бывшая учительница музыки, поклонница Аллы Пугачевой, которая и сама всегда хотела стать певицей, но время ушло, и мечты так и остались мечтами.
Фильм идет, люди хохочут, плачут, в конце встали все, аплодируют, кричат: «Браво!» Было по-настоящему классно! Когда ты видишь, какую реакцию у людей вызывают твои фильмы, то понимаешь, что не зря топчешь землю эту.
- А где вы находите своих героев?
- Я ищу не героев, а темы. Если говорить именно о конкретном человеке, то я безумно хотела снять фильм про Николая Коляду - талантливого драматурга и невозможно харизматичного человека. Коля согласился, и получился фильм «Ужас, летящий в ночи». Кстати, эту картину зрители очень любят. Еще очень хочу снять фильм про Сашу Аксенову – нашего народного поэта. Надеюсь, что все получится.
А так тема всегда приходит сама, общаешься с людьми и понимаешь: так это же кино! Например, взять фильм «В людях». На работе у мужа моей подруги была женщина, у которой жила Раиса Николаевна. Я узнала ее историю, муж с подругой съездили к ней в гости, поговорили, рассказали о том, что я хочу снять о ней кино, и она с радостью согласилась. Ей нужно было вылить всю ту боль, которая накопилась в ее сердце. (В 2000 году пенсионерка Раиса Николаевна продала свой дом в Оренбургской области и переехала жить к дочери в Екатеринбург. Но оказалась, что она не нужна своим детям. Обездоленная женщина все дни проводила одна на улице, пока не нашлись люди, которые подарили ей дом и тепло, – прим. ЕАН.)
- Над чем работаете сейчас?
- Объяснять словами - бесполезно. Вот скажу я вам, что один фильм - о дворах нашего детства, который будет называться «А у нас во дворе», а второй - о тренере детской школы самбо «Уралмаш», и что это вам скажет? Ничего. Надо посмотреть, посмеяться, поплакать. Так что приходите на премьеру в Дом кино, которая состоится в ноябре.
- Марина, всем известно, что документальное кино некоммерческое, в нем, как правило, нет рекламы. Не могу не спросить: откуда берутся деньги на съемку?
- Практически все производящие студии сегодня работают с минкультом РФ. Каждая студия, которая заинтересована в получении денег на свой фильм, высылает туда сценарную заявку. Полтора-два листа текста, но такого, чтобы было видно, каким будет кино. Это как экзамен, результат которого ждешь три месяца, постоянно нервничаешь и переживаешь. Если заявка проходит, то государство субсидирует 70% затрат на создание фильма. Как правило, в год одобряется по 1-2 заявки на студию.
У меня в этом году прошло две заявки - я о тех фильмах, премьера которых состоится в этом году в ноябре. Несведущий человек скажет: две заявки – одному человеку? Да это же мало! Но на самом деле это - нонсенс, это - очень много!
И, кстати, на создание получасового кино в среднем уходит полгода, из них на монтаже приходится сидеть 2-3 месяца.
За фильм «Ужас, летящий в ночи» Марина Чувайлова была награждена дипломом киножурнала «Кинопроцесс» на Открытом фестивале неигрового кино «Россия».
- Можно сделать вывод, что работа режиссера нестабильна в материальном плане: в этом году заявку утвердят, в следующем – нет…
- Да, были времена, когда приходилось сидеть совсем без денег. Поэтому все и подрабатывают: кто-то снимает рекламу, кто-то занимается чем-то еще. Я, например, сотрудничаю со студией «Ералаш». Многие удивляются: «Документалист? "Ералаш"? С детьми?» А на самом деле это нормально. Ведь режиссеру должно быть все подвластно, вплоть до работы с детьми на площадке. И когда ты доносишь им основной смысл роли, объясняешь, учишь, показываешь, то результат видишь впечатляющий.
- Я так понимаю, что, несмотря на финансовую нестабильность, вы не собираетесь отказываться от документального кино. Но не обидно ли, что многие екатеринбуржцы просто о нем не знают и не в курсе, где его можно посмотреть?
За фильм «В людях» Марина Чувайлова получила приз и диплом в номинации «Лучший документальный фильм» МКФ «Золотой Бубен» (г. Ханты-Мансийск)
- Да, действительно, сегодня телевидение категорически не пускает документальное кино в эфир, переживают за рейтинги. Даже по каналу «Культура» перестали его показывать. А ведь еще в 90-е годы неигровые фильмы постоянно шли по телевизору, люди сидели, не отрываясь от экрана – так их захватывали документальные истории! Сегодня во всем мире, как и в нашей стране, в нашем городе, кстати, тоже, снимается очень много хорошего документального кино, но никто не знает об этом, потому что телевидение об этом не информирует. Бывает, зрители мне говорят: «Какое у тебя классное кино, какая же ты молодец!» А я говорю: «Я не одна такая, у нас много классных фильмов, настоящих, которые щиплют сердце, цепляют душу, только вы о них ничего не знаете».
Но, несмотря на отсутствие рекламы, на фестивале документального кино «Россия», который проводится у нас в Екатеринбурге, всегда аншлаги. И это не может не радовать.
А сегодняшнее поколение молодых кинематографистов более мобильно, чем мы. Они делают рекламу в Интернете, снимают фильмы путем краудфандинга, и у них все получается. Так что, я думаю, что документальное кино живо и будет жить. Приходите осенью на фестиваль в Дом кино и убедитесь сами! Вход там традиционно бесплатный. Приходите и открывайте для себя такой вид искусства, как документальное кино. А уж заряд положительных эмоций вам будет обязательно гарантирован.
Беседовала Мария Трускова.
almaceramica