На II Уральском открытом кинофестивале впервые демонстрировалась законченная версия фильма Владимира Котта «Карп отмороженный». Ленту представили продюсеры Никита Владимиров и Мария Авербах. Ранее картина участвовала в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля, где завоевала приз зрительских симпатий. Ожидается, что в прокате фильм появится в декабре.
На кадрах поселок городского типа – глухая провинция, где остались преимущественно одни старики да алкоголики. В этом захолустье живет Елена Михайловна (Марина Неелова) – учительница русского языка и литературы на пенсии. От врача она узнает, что ее сердце в любой момент может отказать. Об этом не подозревает ее сын Олег (Евгений Миронов), успешный лайф-коуч, уже давно не навещавший свою мать. Чтобы не обременять его лишними заботами, Елена Михайловна сама начинает подготовку к своим похоронам: добывает справку из морга, покупает бордовый гроб, готовит салаты для поминок. Хорошо хоть, что рядом есть соседка Людмила (Алиса Фрейндлих), матерщинница и хабалка, но при этом хороший человек и друг. Неожиданно еще одним близким существом для Елены Михайловны становится огромный карп, как бы заменивший ей сына.
Это пронзительная трагикомедия о взаимоотношениях вечно занятых детей и стареющих родителей. Между сыном и матерью огромная пропасть, они перебивают, не слышат и не понимают друг друга. Для Олега главное «успех, деньги, вперед, быть первым» – набор хештегов, который он диктует своей секретарше. Он учит этому других людей, не понимая, насколько это все ничтожно по сравнению с любовью матери, ее благополучием, уютом родного дома. В фильме есть пронзительная сцена – монолог Олега, который он произносит, думая, что все уже потерял.
Сценарий фильма написан Андреем Таратухиным по собственной повести. Для него эта история имеет особое значение, так как в свое время он не успел попрощаться с бабушкой. Поэтому картина содержит такой мощный эмоциональный посыл.
Картина разыграна потрясающим актерским трио: Мариной Нееловой, Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым. Создатели ленты совершили чудо, сумев без господдержки, в которой им было трижды отказано, собрать такой звездный ансамбль на съемочной площадке. Продюсеру Никите Владимирову (внуку Алисы Фрейндлих) даже пришлось заложить собственную квартиру. Обе актрисы предстали в неожиданных амплуа. Утонченная, женственная Марина Неелова, не снимавшаяся в течение 7 лет, исполнила абсолютно не характерную для себя роль старухи. А всегда интеллигентная в кадре Алиса Фрейндлих играет отвязную бабку, от крепкого словца которой зал взрывается хохотом. «Выпей! Апостолы не гаишники», – говорит она подруге, собирающейся на тот свет. Вместе они составляют убойное сочетание: интеллигентная, скромная учительница, цитирующая классиков, и деревенская бабка, которая говорит на диалекте и забористо ругается.
Во многом благодаря великолепной игре актеров фильм получился светлым и веселым, хотя, казалось бы, такое кино, где изображена загнивающая деревня, алкоголики, бедность, старость, должно навевать уныние. Важно, что старость здесь не уродлива и жалостлива, наоборот, в ней есть очарование мудрости, кротости, она с достоинством и без страха смотрит в глаза смерти.
В целом эта история вроде бы и не нова сама по себе и рассказана простым языком, в то же время она невероятно трогательна и сложна. Она содержит размышления о жизни, смерти, воскресении, счастье, материнской любви, женской дружбе. Здесь есть аллюзии, например, магазин «Пять углов», у которого Олег встречает свою спившуюся первую любовь – явная отсылка к знаменитому перекрестку Санкт-Петербурга, названному Достоевским «нервным узлом». Сам карп – это рыба, которая способна идти против течения, а потому символизирующая силу духа, победу над обстоятельствами, с другой стороны, в восточной мифологии карп является символом сына. Заканчивается же картина ностальгическими кадрами из фильма «Монолог» Ильи Авербаха с молодой Нееловой, которые как бы являются воспоминаниями сына о матери.
Фото: kinoavtograf.ru, sobaka.ru, kino-teatr.ru
Текст: Екатерина Шашмурина