На прошлой неделе суд отказал в передаче Екатеринбургской епархии помещений трех колледжей. Тем не менее священнослужители все-таки надеются на возврат некогда принадлежащей им недвижимости и намерены подавать апелляционную жалобу.
Позиция светской стороны в этом вопросе достаточно понятна – спорные помещения необходимы для обучения молодежи. А вот с аргументацией епархии рядовые обыватели вряд ли знакомы.
О том, какие исторические основания существуют для передачи помещений Церкви, агентству ЕАН рассказал кандидат исторических наук, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии священник Иоанн Никулин.
Напомним, что в судебных спорах фигурируют здания:
- Свердловский мужской хоровой колледж (проспект Ленина, 13)
- Екатеринбургский монтажный колледж (Декабристов, 83)
- Екатеринбургский экономико-технологического колледж (Декабристов, 58)
Ленина, 13
Во-первых, Церковь не претендует на все здание, как может показаться из сообщений СМИ. Епархия надеется получить в безвозмездное пользование только то помещение, которое раньше занимал храм Александра Невского. Его очертания можно угадать с торца здания, где заметен характерный выступ – апсида. В ней находился алтарь.
Хотя этот храм и располагался в реальном училище и не имел приписанного к нему прихода, он, по сути, являлся общественным молельным зданием. На службы, которые совершались там каждое воскресенье, в двунадесятые и великие праздники, мог прийти любой желающий.
«Начало постройки было положено директором училища Николаем Стешиным, который в 1896 году приступил к сбору пожертвований на общежитие и церковь при училище.
Вся внутренняя отделка храма, иконостас были обустроены на деньги известного купца и городского головы Ильи Симанова. На его же пожертвования приобрели всю утварь», - рассказал священник.
Он отметил, что по пожеланию Ильи Симанова храм освятили в честь Александра Невского, который был небесным покровителем умершего сына купца.
Декабристов, 83
Сейчас по этому адресу находится Екатеринбургский монтажный колледж, но изначально это здание было построено для Епархиального женского училища. Оно создавалось, прежде всего, силами духовенства для дочерей духовенства.
«Наше Епархиальное женское училище родилось из приюта девочек, который содержал Ново-Тихвинский женский монастырь полностью. Затем оно стало Зауральским епархиальным женским училищем, которое частично содержалось Ново-Тихвинским монастырем, а половину вносила епархия. На рубеже XIX-XX веков училище полностью перешло под контроль епархии», - уточнил отец Иоанн.
Он подчеркнул, что хотя в училище и преподавались светские предметы, но в первую очередь, там давали религиозное образование. По сути, его задачей была подготовка супруг священников.
«Закона Божия в Епархиальном училище было намного больше, чем в обычных учебных заведениях. Там учили церковному пению. Преподаватели и воспитанницы вместе молились. Большое внимание уделялось не только передаче знаний, но и воспитанию. В этом смысле училище сильно отличалось от гимназии», - отмечает эксперт.
Священник обращает внимание, что 90% преподавателей училища были выпускниками богословских учебных заведений. Преподавали там и бывшие выпускницы, а светских учителей не было.
Вся система церковного образования, в которую входило и Екатеринбургское епархиальное училище, подчинялась священному синоду и никак не подчинялась министерству образования.
Здание на Декабристов, 83 в советские годы было значительно перестроено – изначально оно не возводилось в стиле классицизма, который мы наблюдаем сейчас. Но внутри историческая часть полностью сохранилась.
«Насколько мне известно, епархия и в этом случае претендует не на все здание, а именно на историческую часть, которая сохраняет дореволюционные черты», - говорит отец Иоанн.
Декабристов, 58
Нынешнее здание Екатеринбургского экономико-технологического колледжа – это еще один корпус того же самого училища, расположенный напротив первого. Его построили в связи с тем, что площадей предыдущего здания оказалось недостаточно. Возводилось оно опять же на деньги представителей духовенства.
В реестр памятников архитектуры Свердловской области, который создавался в 90-е годы XX века, этот объект попал как «Пансион женского училища». По словам священника Иоанна Никулина, такое обозначение не соответствует действительности: в здании располагалось именно само училище, а не пансион.
«В Государственном архиве Свердловской области есть документы, датированные началом XX века, где написано, что по этому адресу располагается учебное заведение. Там показана планировка помещений, где есть, например, классы и учительская», - аргументирует он.
Согласно федеральному закону, церковь может рассчитывать на возврат недвижимости, которая была построена для религиозных нужд. Сюда относятся помещения, предназначенные для богослужений – как в случае с хоровым колледжем, а также для обучения религии – как в случае с корпусами бывшего Епархиального училища. Соответственно, и храмовое помещение на Ленина, 13, и историческая часть здания на Декабристов, 83 и дом №58 на той же улице, по закону могут быть переданы епархии, полагает священник.
Священная собственность
Теперешние претензии Церкви на дореволюционную недвижимость светским обывателям могут казаться неправомерными – слишком много всего изменилось за 100 лет. Однако в цивилизованном мире право собственности считается почти священным и не утрачивается за давностью лет, отмечает отец Иоанн.
«На Святой земле (в Иерусалиме – прим. ЕАН) есть здания, который когда-то купил великий князь Сергей Александрович (пятый сын Александра II – прим. ЕАН). Они были оформлены не на Императорское православное палестинское общество и не на Русскую духовную миссию. В результате того, что Российская империя была уничтожена как государство, что у великого князя не осталось прямых наследников, эти здания с правовой точки зрения оказались в подвешенном состоянии. Эти здания, грубо говоря, до сих пор находятся в собственности великого князя Сергея Александровича. Но израильское правительство не решалось трогать эту собственность. Израильское правительство их никак не может изъять, хотя из-за отсутствия реального собственника оно их сдает в аренду. Причем в начале XX века, когда великий князь покупал здания, не было никакого Израильского государства»
Неприкаянные семинаристы
Священник отмечает, что учебные заведения Екатеринбургской епархии, между тем, испытывают острую нехватку помещений.
Так, Миссионерский институт занимает арендованные площади, а духовная семинарии ютится доме причта Троицкого собора на улице Розы Люксембург. В итоге оказываются обделенными прихожане этого храма.
«У меня в кабинете сидят руководитель отдела и еще человек пять-шесть, я уже не говорю про тесность аудиторий, необходимость общежития, спортзала. Библиотека находится в отдельном здании – студентам нужно переходить два светофора. Учебные заведения, которые есть у епархии, фактически бомжуют», – признает преподаватель семинарии.
При этом он указывает, что без духовного образования невозможно бороться с религиозным экстремизмом, о котором так часто говорят в последнее время.