Агентство ЕАН продолжает серию материалов о молодых и талантливых врачах Екатеринбурга. В осенний период, когда у многих возникают или обостряются заболевания органов дыхания, мы решили побеседовать с врачом-отоларингологом. Анастасия Полянская из клиники «УГМК-Здоровье», несмотря на молодой возраст, специализируется на хирургии гортани, глотки и других непростых операциях. В интервью агентству ЕАН она рассказывает о том, как не подхватить ангину осенью, больно ли удалять аденоиды и чем опасен храп.
- Анастасия Сергеевна, расскажите, почему вы выбрали для себя именно направление отоларингологии?
- Я училась у нас в Екатеринбурге в Уральской медицинской академии. Изначально хотела быть травматологом или онкологом. Но потом, когда пришла пора определяться со специальностью, вместе с родителями на семейном совете было решено, что онкология – это все-таки слишком тяжело для девочки. Мы подумали, что нужно что-то более деликатное и изящное, и так я и оказалась в отделении отоларингологии.
Кроме того, мой муж – тоже врач-отоларинголог. Мы познакомились еще в студенческие годы, он был моим учителем и также поддержал мой выбор. И об этом выборе я нисколько не пожалела.
- С какими проблемами чаще всего к вам обращаются пациенты?
- Самое распространенное – это проблемы с носовым дыханием. Выявляться они могут по-разному. Например, в современное время большое количество людей летают на самолетах и в командировки, и просто на отдых. Для организма перелет – это стресс, все-таки человек предназначен для того, чтобы ходить по земле, поэтому после перелетов зачастую усиливаются и обостряются проблемы с носовым дыханием. У кого-то, к примеру, сильно закладывает уши в самолете или скачет давление. Когда человек обращается к нам, мы разбираемся, в чем именно проблема, какое у человека есть заболевание, назначаем лечение. И в последствии пациент уже хотя бы знает, что в полет нужно взять сосудосуживающие капли в нос, чтобы облегчить пребывание в воздухе.
О проблемах с носовым дыханием говорит и храп. К нам обращаются достаточно много людей с этой проблемой – по 3-4 человека в неделю. К сожалению, в нашей стране не принято считать храп чем-то серьезным, люди просто не знают, какие последствия для здоровья он несет. Если бы они знали, таких обращений к врачам, мне кажется, было бы больше.
- А в каком возрасте люди, как правило, сталкиваются с этой проблемой, и о каких последствиях вы говорите?
- К нам приходят достаточно молодые люди – в возрасте от 35 лет. Причем человек, который храпит, в большинстве случаев, не знает об этом. Он обращается к врачу лишь тогда, когда узнает о своем храпе от близких, и когда уже могут быть какие-то последствия этого заболевания. Это и проблемы с давлением, и с сердцем, и с памятью, раздражительность, неуживчивость в коллективе, лишний вес. Считается, что человек, который храпит, проживет в среднем на 15 лет меньше, чем мог бы.
- Как можно вылечиться от храпа?
- У нас есть много способов лечения храпа – это, к примеру, воздействие на мягкое небо. Сегодня есть различные современные методики укрепления его каркасной функции или частичная резекция, чтобы небо не западало. Данные хирургические операции проводятся под общим обезболиванием, и человек очень быстро восстанавливается после них.
- А есть ли не хирургический путь?
- Как такового нет. Есть возможности временно облегчить ситуацию. Например, люди используют спреи, которые немного тонизируют мышцы. Кто-то спит в костюмах со специальным кармашком на спине, в котором лежит мячик. Когда человек переворачивается на спину – а именно в этом положении особенно часто проявляется храп - ему становится неудобно и он переворачивается на бок. Такие костюмы можно как купить, так и изготовить самостоятельно: пришить кармашек к пижаме легко сможет каждая женщина.
- Бывают случаи, когда храпят не только взрослые, но и дети. С чем это может быть связано?
- Если речь идет о детях, то, скорее всего, имеют место аденоиды. И их нужно удалять.
- Раньше – еще в 90-е годы это была достаточно болезненная процедура…
- Времена, когда ребенка чуть ли не привязывали к стулу, а потом он запоминал эту операцию на всю жизнь, к счастью, уже в прошлом. С 2012 года, согласно официальному приказу Минздрава РФ, аденоиды удаляют под общим наркозом. Современные средства для медикаментозного сна дают возможность быстро восстановиться, нет никаких последствий – головных болей, тошноты. Уже вечером после операции ребенок сможет спокойно съесть мороженку.
- Я так понимаю, что под общим наркозом также проводятся и другие операции – по удалению миндалин например, если речь идет об ангине?
- Да. Но если говорить о хронической ангине, то золотым стандартом ее лечения у нас считаются процедуры на аппарате «Тонзиллор». Если два раза в год проходить такое промывание миндалин с воздействием ультразвука, то порядка 80% пациентов полностью вылечиваются. И плюс таким образом мы профилактируем возможные осложнения – а хронический тонзиллит может также вылиться в проблемы с сердцем, почками и суставами.
И только в 20% случаях делаются операции. Они также выполняются под общим обезболиванием, что исключает болевые моменты, уменьшает риск кровотечения. Как правило, это лазерные операции, при которых происходит минимальное повреждение ткани, а процесс заживления происходит очень быстро.
Вообще лазер сегодня самый современный инструмент, который мы используем. При этой технологии не нужно делать разрезов, вмешательство в организм минимально. Например, операции на носовых пазухах делаются непосредственно через нос, нет разрезов, все быстро заживает, и на лице не остается ни одного шрама.
- Операции на гортани, на которых вы специализируетесь, также проводятся с помощью лазера?
- Хирургия гортани в нашей клиники сегодня находится на высоком уровне. Да, такие операции мы тоже делаем при помощи лазера, что дает возможность сохранить всю полость гортани. Кроме того, мы используем современный микроскоп, благодаря которому можем видеть даже самые мельчайшие повреждения связок.
Уже через пару дней после таких операций люди могут вернуться на работу, и в обычном режиме общаться с окружающими. Кроме того, при применении лазерного вмешательства, рецидивы болезни случаются гораздо реже, чем при использовании классических технологий.
Отмечу, что с болезнями сталкиваются чаще всего люди, испытывающие профессиональные голосовые нагрузки – певцы, преподаватели, ведущие.
- Еще одно распространенное заболевание – тонзиллит. Его действительно, как пишут в интернете, нельзя вылечить без операции?
- Наличие любого хроническое заболевание подразумевает, что человек будет жить с ним всю жизнь. И хочу сказать, что с тонзиллитом можно жить достаточно комфортно. Но для этого нужно проходить плановое лечение на аппарате «Тонзиллор», и в периоды между этими сеансами вы будете чувствовать себя абсолютно здоровыми.
- Анастасия Сергеевна, передаются ли болезни органов дыхания по наследству?
- К сожалению, да, наследственность никто не отменял. Если есть склонности к таким болезням, нужно с детства наблюдаться у специалиста. Хотя и в любом другом случае лор должен видеть ребенка как минимум раз в год. В детской клинике «УГМК Здоровье», например, исходя из индивидуальных особенностей каждого юного пациента, составляют специальный лист посещения врачей – когда, кого и в какие сроки должен посетить ребенок.
- На носу вторая половина осени, а скоро наступит зима. Что можете посоветовать уральцам, чтобы избежать болезней?
- Обычно мы советуем своим пациентам тщательно и регулярно выполнять туалет носа. Любую инфекцию проще смыть с себя, чем лечить ее последствия. Мы же моем руки несколько раз в день, чистим зубы. Точно также должны снимать инфекцию и со слизистой носа. Если хотя бы раз в 6 часов человек будет это делать – полоскать нос тем же «Аквамарисом», риск заболеть существенно снизится.
- Анастасия Сергеевна, есть ли у вас, как у специалиста, какая-то профессиональная мечта?
- Да, я бы очень хотела съездить на дополнительную учебу в Европу по операциям на ушах. Сейчас мы их тоже делаем, но всегда хочется освоить более новые и совершенные технологии.
- А чем вы увлекаетесь за пределами рабочего кабинета?
- Мы с мужем очень любим путешествовать, посмотрели уже достаточно много стран. Занимаемся спортом, организовали у себя дома мини-тренажерный зал, так как не всегда есть время на дорогу до фитнесс-клуба и обратно. Ведь доктор должен быть достаточно крепким, чтобы проводить за операционным столом на ногах по 2-3 часа.
Фото: pixabay.com