Сразу после новогодних праздников в Екатеринбурге состоится крупнейший зимний рок-фестиваль России – «Старый Новый рок». В этом году праздник для любителей драйва, гитар и текстов со смыслом состоится уже в 18 раз. Самые перспективные группы Урала и гости соберутся на площадке Ельцин Центра 13 января. О политическом протесте в творчестве молодых групп, кошельке «Ночи музыки» и «экстремистах» из «Пошлой Молли» - в интервью с бессменным директором фестиваля, организатором Ural Music Night и музыкантом группы «ТОП» Евгением Горенбургом.
- Евгений Львович, к самой свежей теме. Областной совет по туризму отказал «Уральской ночи музыки» в финансовой поддержке. Как думаете, в чем причина произошедшего? Знаю, что неофициально говорили даже о коррупционной составляющей…
- У каждого человека свой страх и свое окружение, но в этом решении профессиональная искривленность присутствует точно. Когда я обсуждал эту тему со своими знакомыми из правоохранительных органов, у них мысль о коррупции возникла сразу. То есть это не моя идея.
Сегодня с утра я собирался на работу и увидел по телевизору интервью президента РАН. Он рассказывал о том, как будут ранжироваться средства по институтам. И первое, что он сказал: «Мы будем, конечно же, помогать сильным». Я подумал: «Ну, слава богу! Хоть в Академии наук работают профессионалы».
К сожалению, мне не удалось переговорить с нашим вице-губернатором Алексеем Орловым, председателем оргкомитета «Ночи музыки». Было бы очень любопытно поговорить и с новым министром инвестиций Викторией Казаковой.
Мне кажется, все это конфликт управляемости, координационный совет не смог подняться над суетой из-за своего непрофессионализма и мещанства.
- Предпочтение в финансировании было отдано мероприятиям для рыжих и тех, кто косит траву. Не планируете вводить на участие в ваших проектах рыжих музыкантов?
- Нет. Это было бы смешно. Я не против их фестивалей. Вообще фестиваль Ural Music Night по своей идеологии - это фестиваль фестивалей. В принципе, мы готовы предоставить свою площадку для рекламы будущих фестов, которые пройдут в нашей области. Мы это декларируем и делаем это.
В этом году мы, например, с Уральской биеннале работали. Потому что любая движуха, которая происходит в области, для нас мила и ценна. И поэтому какие могут быть запреты? Рыжий, красный человек опасный (улыбается). Я не за то, чтобы их душить. Я за то, чтобы нам помогать, а мы вытащим всех остальных.
Образно скажу так: пусть цветут все цветы. У координационного совета просто много нелепостей в критериях отбора.
- Но из федерального бюджета на проведение "Ночи музыки" вам выделили почти 10 млн. Этих денег недостаточно?
- Этих денег не то, что недостаточно. Их катастрофически недостаточно! И я докладывал об этом координационному совету.
Это вопрос политического решения. Каким образом мы делаем город Екатеринбург известным и привлекательным. Если по-простому отвечать на ваш вопрос, то Екатеринбург неизвестен в мире. Так, как нам бы хотелось. Как президенту спортивного клуба, который играет в основном за рубежом, мне часто приходится рассказывать о том, откуда я. Когда я говорю, что я из Екатеринбурга, у меня спрашивают: «Это там, где Москва? Рядом?»
Я говорю: «Нет, это 2 тысячи км от Москвы». И тут они выдают: «Ааа.… Это Сибирь. Знаем-знаем. Там медведи». Мы сейчас боремся за «Экспо-2025». Мы сейчас боремся за популяризацию нашего города. А ведь есть фестивали, которые делают города. Канны и Мюнхен. И если у нас есть политическое решение, то должно быть и финансовое!
- В 2018 году на "Ночи музыки" выступит Светлана Лобода. Сколько она попросила за свое выступление?
- Это коммерческая тайна. Тем более это не совсем моя прерогатива. Могу сказать, что в те 13 млн, которые нам выделяют, ее гонорар входить не будет. Тут все от спонсоров зависит – это «Сима ленд», «Галамарт» и так далее. Вопрос к ним.
- В преддверии «Ночи музыки» этого года вы вели активные переговоры с «Мумий Троллем». Почему в итоге не получилось?
- Не получилось, потому что не были вовремя выделены деньги областью. По разным причинам. И поэтому нам не удалось пригласить ни «Мумий Тролль», ни Кустурицу, ни Шанхайский оркестр. «Мумий Тролль» - мои друзья-приятели. Это огромные репутационные потери.
Очень надеемся, что с Кустурицей мы исправимся в этом году и он будет играть на этнической площадке.
Дело в том, что нам выделяют деньги и по социальным статьям, а именно социальная ситуация сейчас не самая лучшая. И, конечно, обещания, которые даются нам от власть предержащих, по вполне объективным причинам не могут быть выполнены. Но мы-то работаем в режиме новых левых: «Будьте реалистами! Требуйте невозможного!»
- На фестивале «Старый Новый рок» порою выступают не роковые коллективы. По каким причинам вы даете трибуну музыкантам, которые не укладываются в концепцию?
- Мы с вами ступаем сейчас на зыбкую и болотистую почву определения жанра. Давайте не будем. Нет определения, что такое рок и что такое рок-н-ролл.
Вот, к примеру, песня «В полю, березка стояла» является народной? Нет, так только кажется. Я со своим ансамблем могу ее сыграть в таком жестком металле, что от березки только сучья останутся. Поэтому ту же песню «Стояли мы на шухере с Мишатой» можно назвать панк-роком. Если там будут такие слова, как «твою мать», то это будет панк-рок.
Я понимаю, о чем вы говорите, наша основная идеология - творчество молодых. Молодые наполняют небо добротой. Они должны вместе играть на одной сцене. Это должна быть песня, которая обладает нонконформистским духом. Которая никогда не прозвучит по госканалам. Вот что мы подразумеваем под музыкой, которая должна играть на фестивале «Старый Новый рок».
И если она будет сыграна даже в другом жанре, то она все равно будет уместна.
- Вы уже несколько лет обещаете привезти барабанщика «Битлз» Ринго Старра. Но его все нет….
- Потому что это мировая звезда, мировое достояние. И не у одних нас есть такая идея. На 2018 год у него тур уже сформирован. На 2019 год он уже не планирует тур - пожилой человек.
С лондонским концертным бюро Ринго мы провели переговоры с отрицательным результатом. Но мечту мы не оставляем. Было бы здорово.
- Хедлайнером избрана группа «Пошлая Молли». Между тем вы сами называли группу экстремистской и были возмущен тем, что полученные в России гонорары украинцы тратят у себя на родине и тем самым косвенно спонсируют войну на Донбассе. Скандалом вы решили придать фестивалю большую рекламу?
- Вы не совсем правильно меня цитируете. Я не утверждал, а говорил, что такое возможно, что гонорары будут тратиться неправильно. Но понимаю, что журналист должен быть провокатором, и вам это удается. Мы посмотрели, что такое «Пошлая Молли». Чем они занимаются…
- Не с вашими ли друзьями из правоохранительных органов, о которых вы говорили выше?
- Нет. С командой фестиваля. В их текстах нет политики. Мы обратились к пику молодежного и социального интереса к этому коллективу. Для меня эта группа - это удовлетворение собственного любопытства. Когда я услышал их сингл «Любимая песня твоей сестры», я понимал, что он мне не нравится, но я все равно его слушал. И тут вдруг спросил себя: «Что я делаю?!»
Думаю, что найду время и послушаю их выступление. Для меня это феномен, который нужно понять.
- Сейчас в Екатеринбурге появилось множество новых групп. Как думаете, когда можно будет говорить о третьей волне свердловского рока?
- А кому-то разве интересна волна какого-то рока? Думаю, что об этом уже невозможно больше говорить. Как самое популярное музыкальное движение рок-н-ролл уже свое отжил.
Появилась скорее новая волна в качестве подачи. Она сейчас на отличном уровне, причем благодаря театралам, которые снова пришли в рок-н-ролл. Magical Marginals, например. Для меня это некий шок. Причем в записях это не слышится. Только живьем. Это прекрасно.
- Почему, на ваш взгляд, тем для политического протеста все больше, а вот поют молодые группы о политике все меньше?
- Во-первых, я не замечаю такого тренда. Того, что политических тем все больше. Ситуация, на мой взгляд, усложняется. Но за счет всех сложностей улучшается наша жизнь.
Нет многотемья в политике. И рок-группы это чувствуют и продолжают петь о том, что спасет этот мир. Про красоту и любовь.
- Геронтократия, преследование оппозиции, непреодолимая пропасть между богатыми и бедными...
- Это, скорее, просто приметы времени. Могу парировать. Давайте вспомним, к примеру, 2000 год. Там были свои проблемы, не менее острые. Борьба олигархов друг с другом. Там тоже было о чем петь.
Не могу сказать, что тем острополитических стало больше. Есть ветер перемен. И есть понимание, что геронтократия уйдет и все это закончится. Со временем-то никто не сможет бороться.
- У вас нет мысли как-нибудь устраивать музыкальные дуэли на фестах в формате музыкального ринга? Например, на «Старом Новом роке»?
- Если бы мы хотели проводить какие-то баттлы и музыкальные ринги, мы бы их, конечно, проводили. Но мы никогда этим не занимались и не хотим этого делать. Тот конкурс, который у нас проходит как отборочный тур на фестиваль, призван соответствовать ожиданиям людей, которые все-таки проголосовали рублем за некое зрелище. Поскольку из групп, которые мнят себя Наполеонами, не все Наполеоны, поэтому проводится этот конкурс.
И мы ни разу не ошибались. Это, помните, как в песне «Аквариума» есть строчка: «В этой жизни я не ошибаюсь». Наш коллективный разум отбирает действительно интересные группы.
Хотя, если говорить о будущем, то в этом году мне стало понятно, что надо делать еще и молодежное жюри. Со временем невозможно бороться, а наши предпочтения уже в другом времени.
- В екатеринбургском роке в 21 веке начали проявляться электронные мотивы. Например, «Курара», «Смысловые галлюцинации». У «Сансары» были такие же опыты в альбоме «Дыхания нет». Что новое в нашей уральской музыке, на ваш взгляд, может выстрелить в будущем? Помню, как певица Настя Полева сказала мне, что она ждет мировую звезду из Екатеринбурга…
- Настя очень восторженная дама, и ей сам бог велел ждать чего-то. Это очень сложный вопрос, поскольку я сам еще действующий музыкант и все, что мне бы хотелось, я пытаюсь сказать в том, что я делаю сам.
По отношению к фестивалю я организатор, а не музыкальный критик и тем более не устанавливаю никакие тренды. То, что я наблюдаю как сторонний наблюдатель. Тренд, заданный «Агатой Кристи», которая начала играть с серьезными подложками вместо того, имеет место. К нему сейчас более аккуратно относятся. Хорошо это или плохо, не знаю. Станет ли это приметой времени? Думаю, что никогда не станет. Никогда это не будет свернуто.
Не далее, как вчера, слышал две группы. Одна из них – это «Плотинка», которая растет буквально у меня на глазах. Четыре года назад они появились как школьный ансамбль выпускного класса. А сейчас они опытные и интересно играющие. У них тоже есть подложка в виде басов, клавиш и так далее. Я спросил у них: «Нафига?» Это уводит от содержательной части, и в извечной борьбе формы и содержания всегда все будет перетекать туда-сюда. В этом году уже гораздо больше новых групп с интересными формами, с новыми текстами. Это не всегда можно назвать чистым рок-н-роллом. Но для нас важно, чтобы все было сыграно от души и вживую.
А мировая звезда из Екатеринбурга будет с высокой долей вероятности. Просто это вопрос времени. Наш город всегда выпускал мировых звезд, начиная с Лядовой, Клары Кацман, Евгения Родыгина, Гуляев и заканчивая Валерием Топорковым. И дальше уже пошли «Урфин Джюс» и «Наутилус Помпилиус».
- Ельцин Центр – подходящая площадка?
- Это площадка 21 века. Все остальные - площадки века 20-го. Если мы смотрим в будущее, то все нужно проводить там. Конечно, не все было идеально, но мы будем работать. И питание, и логистику улучшать. Будем делать так, чтобы все было только лучше
- Удачной организации фестивалей и с Новым годом вас!
- Спасибо. И вас!