Любые семь дней — это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были три темы, каждая из которых по своей причине меня чем-то зацепила.
Почему телевидение проспало ЧП в школах
Первый канал и «Россия» не заметили ЧП в школах России. Это, в свою очередь, заметили и телезрители, и телененавистники. Вопрос логичен: как такое вообще можно было пропустить?
Но если не горячиться, то все объяснимо. Привыкшим жить «топом Яндекса» потребителям информации кажется диким, что главная тема недели федеральными каналами проигнорирована. Какой в этом прагматический смысл? Ведь все остальные СМИ, в том числе государственные информагентства «большой тройки» и газеты, тему активно освещают. Но в том и дело, что ТВ для властей – это больше, чем ТВ. А в год выборов президента - вообще что-то святое, сакральное. «Если событие не показали по телевизору, значит, его и не было» - помните?
В мире может случиться все, что угодно: изобретут десяток новых мессенджеров, человек ступит на Марс, информацию научатся передавать силой мысли – но Первый и Второй в России и останутся. В том числе – по причине простоты в управлении. Почему они не видят того, что видят остальные? Все просто: звонок по телефону «сверху» - и тема умирает не родившись.
То, что интересует власть, очень хорошо было подсвечено на встрече президента Путина с главными редакторами СМИ: почему Порошенко отдыхал на Мальдивах, новости Донбасса, ситуация в Сирии, отношения с США, конфликт в Корее и биткоины. Охрана школ, безопасность детей, рост цен – все это за рамками внимания.
В общем, ничего нового в этой ситуации нет: за два месяца до выборов президента граждан нужно волновать по минимуму, все тревожные ситуации происходят где-то там, а Россия – тихая гавань. Соответственно, будут верстаться и новостные выпуски федерального телевидения.
Биткоин рухнул. Да здравствует биткоин!
Биткоины – опять наше все. Честно говоря, я думал, что жить этой теме месяца три. Максимум – полгода. Но нет, о курсе криптовалюты говорят и пишут каждый день: «Ну как там сегодня? Опять рухнул? Ээх!» Примерно так же в начале 90-х мы следили в общаге за курсом доллара. Денег на покупку инвалюты ни у кого не было, но ведь так увлекательно!
Финансовые пирамиды – наше любимое развлечение. Год идет за годом, а у граждан все крепнет ощущение: реально повысить свой уровень жизни в нашей стране можно только с помощью чуда. Лотереи, например, или участия в какой-нибудь финансовой афере. Причем умом все понимают: шансы на выигрыш в лотерее мизерны, а в пирамиде, скорее всего, кинут, но верить так хочется.
В биткоине все еще интереснее, чем в МММ или курсе доллара. Если в тех историях какую-то логику можно было понять хотя бы теоретически, прислушаться к экспертам, в конце концов, пойти к гадалке, то с криптовалютой все по другому. Что это такое и как работает не понимает никто, даже экстрасенсы, биржевые гении и премьер-министры. Точнее, на словах все всё понимают, но на практике совершенно очевидно: никто не в курсе, но все активно интересуются.
Единственное, в чем не приходится сомневаться - конец для большинства игроков очевиден. И их, в отличие от старушек 90-х, тащивших свои скромные сбережения Мавроди и прочим проходимцам, жалко не будет. Точнее, немного не так. И тех не было жалко, а этих не жалко совсем. Не жалко в квадрате.
Дорого-богато
В УрГЭУ смонтировали золотой туалет для ректора. Фото, наверное, все уже видели. Это что-то среднее между интерьерами Петродворца и навсегда утраченной Янтарной комнаты, какой она сохранилась на немногочисленных фото. Сказать, что в связи с этим случился скандал, – это преувеличение. Но смеялись все.
Я лет с 14 помню, как мне говорили «в СИНХе на торгашей учат, это блатной вуз, давай поступай туда». Оппоненты парировали: «Давай поступай. Потом сядешь, ОБХСС-то не дремлет!» Сейчас это все звучит так наивно, времена-то еще советские были. Давно нет ни СССР, ни СИНХа, ни ОБХСС. Но стиль, стиль-то остался! Можно назваться хоть трижды университетом, но все равно остаться СИНХом. Это я никому не в обиду.
Надо признать, что вывернулся ректорат весьма оперативно и ловко: «Золотой туалет - подарок дорогих выпускников, университет его не оплачивал, дареному коню в зубы не смотрят, а унитаз вообще не золотой, а обычный. Приходите посмотрите». Дарители выпускники тоже держались молодцом: «Захотели – и подарили, наши деньги, как хотим, так и тратим. Ну и что, что ярковато? Зато красиво. У нас и офис весь в золоте. Приходите посмотрите».
Единственное, что не дает покоя ректорату СИНХа, то есть - УрГЭУ, почему преуспевшие выпускники подарили либимому вузу именно туалет? Неужели это оценка востребованности его дипломов в реальной жизни?