Духовное управление мусульман Свердловской области выбрало муфтия – на ближайшие пять лет пост вновь отдали Абдуль-Куддус Ашарину. Почему выборы прошли на безальтернативной основе, как мусульмане подружились с казаками и нужна ли региону соборная мечеть, – в блиц-интервью муфтия ЕАН.
- Абдуль-Куддус, расскажите немного о порядке выборов. Кто имеет право голосовать и почему у вас не оказалось конкурентов?
- Голосовали выборщики - члены президиума и делегаты от местных религиозных организаций, входящих в управление. Всего 30 человек. Процедура прошла в присутствии представителей минюста, управления межнациональных отношений департамента внутренней политики администрации губернатора, кафедры теологии УГГУ, казачества, Верх-Исетского отделения “Единой России”. Посох муфтия как символ власти мне вручил наш самый пожилой бабай, имам Фалил-хазрат из Верхней Салды.
Конкурентов у меня не было, я думаю, потому, что все знают, что работа эта очень тяжелая, работать приходится по 24 часа в сутки, иногда домой не возвращаешься.
- Вы упомянули о казаках. Кто их пригласил?
- Мы с ними дружим. Познакомились во время мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма в области. В Камышлове работает батюшка Игорь Холманских, через него выстроилось взаимодействие. С представителями РПЦ у нас очень хорошие отношения. Холманских мы, например, вручили медаль “Серебряный полумесяц” за укрепление межрелигиозной и межнациональной терпимости.
- А с горняками давно дружите?
- Я считаю Горный университет стратегическим партнером муфтията. Первое соглашение было подписано в 2014 году. Вместе с кафедрой теологии УГГУ мы написали две книги: “ИГИЛ – это не ислам” и “Cтоп ИГИЛ”. После сегодняшнего голосования мне, кстати, подарили горняцкую каску.
- Какие основные задачи ставите себе на новый срок?
- Главное - сохранить стабильность. Сейчас у нас достаточно ровная ситуация с радикальными течениями, это плод в том числе профилактической работы нашего управления, духовно-нравственного воспитания молодежи. Будем работать с населением, с представителями других конфессий. Сейчас сложилась нездоровая тенденция: преступления связывать с вероисповеданием. Будем пробовать ее переломить, объяснять людям, в том числе в соцсетях, что не нужно каждый инцидент связывать с верой.
Непосредственно для общины в ближайшие пять лет хотелось бы построить мечеть. В помещении на Бажова, которое мы занимаем сейчас, даже не сделать нормально омовение перед намазом. Площадку под мечеть мы уже присмотрели - на 7 км Сибирского тракта есть столовая кирпичного завода. Это муниципальная собственность, сейчас ведутся переговоры с городом о передаче. В планах - надстроить второй этаж, сделать минарет. Это будет мечеть человек на 300-500. Я уже нашел в Москве бизнесменов-спонсоров, но фамилии пока называть не буду. Это можно будет сделать после того, как окончательно решится вопрос с площадкой.
- В Екатеринбурге не первый год обсуждается тема строительства большой соборной мечети, вопрос уже приобрел скандальный характер. Как вы относитесь к этой инициативе?
- Если честно, я считаю, мы к этому не готовы. В Свердловской области насчитывается 6 независимых друг от друга духовных управлений мусульман, у мечети же так или иначе должен быть один хозяин, то есть одно из управлений. Соответственно, соборной, то есть объединяющей она изначально не станет.
- Есть ли предпосылки к объединению в ближайшем будущем?
- Я их не вижу. На федеральном уровне также присутствует много управлений, которые объединяют более мелкие. Только если на федеральном уровне крупные административные единицы объединят, то это получится и в регионах.
Хотя мы пытаемся все же как-то консолидироваться на местном уровне. Мы с Духовным собранием мусульман Свердловской области и Региональным Духовным управлением мусульман Свердловской области объединились в Консультационный совет, звали остальных, но пока взаимодействие не получается.
Я думаю, играет роль человеческий фактор - все хотят быть первыми, руководить. Нужно переступать через это стремление, если есть цель объединиться. Например, инициатором создания совета был я, а на пост главы выдвинул Радифуллу Гиндуллина, который возглавляет РДУМСО. Сейчас он им и руководит.
Фото: Facebook.com муфтий Абдуль-Куддус Ашарин, pixabay.com