Немногие храмы в Свердловской области, заложенные в 19 веке, сохранили свой первозданный облик, не говоря уже о внутреннем убранстве. Большинство церквей, которые получила Русская православная церковь после советского режима, были разорены. Восстановление утерянных элементов, росписей, иконостасов, продолжается до настоящего времени. Об одном из таких объектов в селе Краснополье ЕАН рассказывал в первой части нашего спецпроекта.
Неподалеку от него в селе Николо-Павловское стоит храм в честь святителя Николая Чудотворца. В годы советской власти местные жители смогли отстоять его, несмотря на угрозы и репрессии по отношении к священству и активным прихожанам. До наших дней дожили почти все элементы внутреннего и внешнего украшений этого храма. Этого объекта нет в официальном списке памятников. Его история в основном сохранилась в рассказах старожилов, поскольку большая часть архивов была утрачена.
Село Николо-Павловское расположено под Нижним Тагилом и связано с городом автобусными рейсами. Добраться сюда можно за 20 минут. Внешне село сильно отличается от отдаленных поселений. Первое, что бросается в глаза, — светофоры и несколько супермаркетов федеральных сетей. Если проехать в села на 30 км дальше, этого уже не увидишь. Живут в Николо-Павловском от 5 тыс. до 6 тыс. человек.
Особенность рельефа местности, где расположено село, такова, что при подъезде к нему церковь видна с возвышенности. Внутри Николо-Павловского она уже растворяется среди домов и других строений. Через дорогу от храма в центре села стоят два надгробия.
Один из памятников гласит о захоронении в этом месте жителей села Шайтанка, расстрелянных белогвардейцами в 1918 году. Другой находится на месте могилы командира первого красного партизанского отряда. Примечательно, что оба памятника установлены недавно и местные власти не видят в этом соседстве ничего предосудительного.
Демидовы отдали лес на первый храм
Само село было основано в первой половине 19 века, когда это место, как и Нижний Тагил, относилось к «вотчине Демидовых». Для нужд завода требовались углежоги, и сюда завезли крестьян из Тульской и Черниговской губерний. Они же и стали первыми жителями деревни Павлово (названо в честь одного из сыновей Демидовых).
«Какое-то время люди из Павлово ходили молиться или в Тагил, или в Черноисточинск. Затем ходили в Шиловку, когда там храм построили. В 1871 году жители деревни ходатайствовали о собственной церкви, и Демидовы подарили им для этих целей лес», — рассказал ЕАН протоиерей Евгений Кузьминых, настоятель храма с 2001 года.
В общей сложности на постройку деревянного храма ушел год и три месяца. Потрачено было до 2 тыс. рублей. В 1872 году церковь освятили в честь свт. Николая Чудотворца. В это же время деревня получает статус села и обретает новое название — Николо-Павловское. Спустя 11 лет в храме произошел пожар.
«Здание сильно не пострадало, только частично было повреждено. Но народ после этого решил построить каменный храм. Строительство велось уже без участия Демидовых, однако и сельчане к тому времени стали зажиточнее», — рассказывает отец Евгений Кузьминых.
Часовня на месте алтаря деревянного храма
На новую церковь, заложенную в 1886 году, жители села собрали уже 33 тыс. рублей. Для сравнения - средняя зарплата рабочего в России в 1880 году была около 16 рублей. Активными жертвователями выступили местные купцы Леонтий Васильев и Матвей Карпов. Последний привез из Нижнего Новгорода паникадило, которое висит в храме до наших дней. Двухэтажный дом Карпова в селе также сохранился. Он находится рядом с церковью. Из пристроя купеческого дома до церкви был обустроен подземный ход, но его назначение неизвестно.
Ограду для нового сооружения, по словам священника, в селе строили «всем миром». Например, для фундамента жители каждой улицы в определенный день возили на подводах камни с карьера.
В 1893 году был освящен главный придел церкви, посвященный святителю Николаю Чудотворцу. А через два года еще два — южный (во имя святого Илии Пророка) и северный (в честь рождества пресвятой Богородицы).
Церковно приходская школа около 1913-14 гг
Оборона храма с вилами и лопатами
С приходом советской власти и началом антирелигиозной кампании в России клириков храма в Николо-Павловском репрессировали. В 1929 году к трем годам ссылки был приговорен священник Иван Морозов (впоследствии его следы теряются). В 1937 году десять лет лагерей по приговору тройки НКВД получил священник Игнатий Черных. Последующая его судьба также неизвестна.
Вместе с тем саму церковь сельчанам удалось отстоять. В первый раз представители советской власти попытались закрыть храм в начале 1930-х годов.
«О том, как спасали храм, есть разные предания, — рассказывает Евгений Кузьминых. — Я слышал такое, что в соседнем селе староста был многодетным отцом. Ему красные сказали: "Не отдашь ключи, прощайся со своими детьми" - и он отдал. В нашем селе, когда пришли закрывать церковь, собралась толпа. Староста Анна Гамалеева бросила ключи в народ и сказала: "Ищите"».
Иерей Павел Козлов, занимающийся восстановлением истории прихода, добавляет, что события в те дни развивались намного драматичнее. Представители властей несколько раз пытались закрыть церковь, но наталкивались на активное сопротивление жителей. Прихожане встречали непрошеных гостей с вилами, ломами и лопатами. Коммунисты стреляли в воздух, грозили убить оставшегося приходского священника и открыть в храме столовую. Ключей они так и не получили.
Священник причет и прихожане, конец 1930-х гг
Раскулачивание за веру
После очередного столкновения с властями в селе собрали делегацию и отправили ее к председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину. По другим сведениям, на прием к «всесоюзному старосте» ездила только Гамалеева. После вмешательства со стороны Кремля все попытки закрыть церковь прекратились.
Однако впоследствии власти отыгрались на активных прихожанах. Их раскулачили, отобрав все имущество. Затем сельчан обложили непосильным налогом, за невыплату которого следовали другие репрессии. В 1934 году раскулачили также и семью купца Матвея Карпова.
Дом купца Матвея Карпова
Власти отобрали у них все имущество и выставили из дома на улицу. Весь процесс сопровождался массовыми беспорядками, поскольку коммунисты попытались его расстрелять. Однако односельчане купца встали на его защиту. После выселения Карповы около года прожили в лесу, а затем перебрались в Нижний Тагил.
В 1938 году храм все-таки был закрыт, но все его убранство осталось нетронутым.
«Колокола с церкви сбросили, и на паперти до ремонта плиты оставались продавленными. Но храм не разграбили. Есть деревенское предание, что в сельсовете был человек, воспитанный в приемной семье. Его мама была верующим человеком и, когда храм закрыли, сказала ему: "Только попробуй что-то сделать". Это, как говорят, и спасло церковь. Ее просто опечатали», — говорит священник Евгений Кузьминых.
Закрытым приход оставался недолго. В 1943 году службы здесь возобновились на фоне послаблений, предоставленных Русской православной церкви со стороны советского правительства. В дальнейшее время службы в храме больше не прерывались. Приход пережил повторную волну массовых закрытий религиозных сооружений в эпоху правления Никиты Хрущева.
Какое наследие оставил 19 век?
До наших дней церковь сохранилась полностью. Время здесь словно законсервировали, сохранив религиозную атмосферу 19 века. Это ощущается, едва переступишь порог храма. Нетронутыми с 1880-х годов остались росписи, паникадило и иконы, в том числе образа с «ризами» (специальные металлические накладки, повторяющие формой одежду святых).
Настенных и напольных образов по сравнению, например, с «новоделами» относительно мало, поскольку многие иконы выполнены в виде росписи на стенах. Поэтому внутреннее пространство храма выглядит свободным. Свет обеспечивают два ряда окон.
Резной иконостас во всех трех приделах выполнен в едином стиле. В центральной части иконостас выстроен в виде логического продолжения росписи на восточной стене купола.
Примечательна здесь и еще одна деталь — в центре верхнего ряда иконостаса центрального придела размещена так называемая «Новозаветная Троица».
В этом образе Бога отца символизирует старец, сына — Иисус Христос, святого духа — голубь. Такая икона считается отступлением от канонов — еще в 1667 году Московский собор запретил изображать Троицу таким образом.
Образ святого духа в виде голубя разрешалось использовать только на изображениях сцены с Крещением Иисуса Христа. Образ Бога-отца в виде старца — в апокалипсических сюжетах. Однако вплоть до революции от этих предписаний отступали. И в народном сознании верующих образ Троицы прочно ассоциировался со «старцем, Христом и голубем». С таким восприятием можно столкнуться и сегодня при разговоре со старшим поколением прихожан, молившихся еще в советское время.
Сейчас в полностью восстановленных храмах или в так называемых «новоделах» «Новозаветную Троицу» не размещают. После возрождения иконописных школ в постсоветскую эпоху современные художники стараются не отступать от канонов.
Как и в случае с большинством храмов в регионе, имена архитекторов, проектировщиков и художников не сохранились. Иерей Павел Козлов располагает лишь неофициальными сведениями о выбранной архитектуре. По его данным, здание построено в стиле классицизма с элементами эклектики (сочетание различного вида направлений архитектуры). Поскольку храм не внесен в список исторических памятников, специалисты им не интересовались.
Как поддерживают сохранение 19 века?
По сравнению с храмами в соседних селах приход в Николо-Павловском находится в более выгодном положении. В то время, как РПЦ в 1990-х годах только начала получать обратно церкви и восстанавливать их, здесь полностью была налажена религиозная жизнь.
Поскольку сооружение не внесено в список объектов культурного наследия, у настоятеля, по его словам, не связаны руки для поддержания порядка в церкви. Ремонтные работы, которые длятся круглый год, не требуют согласования с чиновниками. Тем не менее своевольства при проведении работ настоятель не позволяет.
По словам отца Евгения Кузьминых, единовременно все не удается сделать из-за нехватки средств. Несмотря на близкое соседство с Нижним Тагилом, крупных спонсоров у храма нет. Сам приход насчитывает порядка 120 человек (те, кто регулярно посещает воскресные богослужения). Материальная поддержка церкви держится в основном на плечах самых активных прихожан.
«Меценаты, конечно, приходят, но не сказать, чтобы это были богатые люди. Само слово "богатый" относительно. Это просто люди, у которых есть средства и они могут помочь. Как правило, это те, кто не считают, что через жертвование они спасутся или приобретут какие-то блага. У них есть желание стать ближе к Богу и есть потребность помочь тому месту, где человек приближается к Богу. А те меценаты, кто жертвуют как бы "на всякий случай", — долго не задерживаются. Их хватает на раз-два».
«Успешным» приход в Николо-Павлоском выглядит только на фоне храма в Краснополье или других подобных церквей. О внутренней кооперации, когда сильный сельский приход помогал бы восстановлению соседей, говорить не приходится.
«Очень слабая поддержка друг друга потому, что в большинстве своем материальная поддержка сельских приходов слабая. Но чтобы у священников из Краснополья и Кайгородки была зарплата, они устроены у нас клириками», — отмечает отец Евгений Кузьминых.
[photos]