Ребенок обижает и бьет сверстников – с этой проблемой сталкиваются многие родители. Почему так происходит и как с этим бороться, рассказываем в новом выпуске проекта «Личные истории: записки психотерапевта».
Разобраться в тонкостях детской психики нам вновь помогает психотерапевт, психиатр клиники «УГМК-Здоровье» Антон Сабанцев.
Семилетнего первоклассника Витю (имя изменено) к доктору привели отчаявшиеся родители: их ребенок настолько агрессивен, что его вот-вот выгонят из школы. Мама и папа, которые всегда старались создать для мальчика комфортную и теплую атмосферу дома, оказались не в силах разобраться, почему их сын столь ужасно ведет себя в обществе.
Витя был долгожданным ребенком, с самого рождения его любили и баловали
Малыш с раннего детства был капризным и беспокойным. Невролог, на прием к которому сводили мальчика, заподозрил, что такое поведение может быть индикатором патологий, возникших во время беременности матери и при родах. Эти патологии могли сказаться на запоздалом развитии зон мозга, которые отвечают за самоконтроль.
Однако сначала родители не волновались. Малыш в том же возрасте, что и другие, начал говорить первые слова, так же, как и все, сделал первые шаги.
Проблемы начались, когда Вите было три года и он пошел в детский сад. Каждый день воспитатели жаловались на ребенка: бьет других детей, отбирает игрушки, не сидит на месте, капризничает. Провинившегося мальчика регулярно ругали и ставили в угол.
Но чем больше нареканий было в его адрес, тем хуже он себя вел
Дома папа пытался объяснить сыну, что обижать других – плохо, но Витя только кивал и делал по-своему. Мама же считала, что так происходит потому, что мальчик скучает по родителям, когда находится в саду, и старалась окружить его лаской и заботой. По первому требованию она покупала ему шоколадку или игрушку, вела гулять в парк или на аттракционы.
Когда Вите исполнилось шесть, у него родился младший брат, и мама не могла уделять ему столько же внимания, сколько раньше. Ребенок стал еще более капризным и теперь обзывал не только сверстников, но и воспитателей. Последние вздохнули с облегчением, когда он, наконец, покинул детсад. Но в ужас пришла учительница, в класс к которой попал мальчик.
Практически с первого дня в школе он начал хулиганить– отбирал вещи у одноклассников, бил их, устраивал скандалы на уроке и однажды даже плюнул в учительницу. Последняя, отчаявшись, пересадила его на последнюю парту, где он сидел в одиночестве и сам себя развлекал.
«Лишь бы молчал и не мешал другим детям», - думала педагог.
Впрочем, неусидчивый и гиперактивный Витя мог сам по себе встать и уйти с урока, продолжал «отрываться» на переменах. Никакие воспитательные беседы и наказания не помогали, и родители, наконец, решили показать сына психологу.
«Я вас всех ненавижу»: стала известна причина стрельбы в школе Шадринска
Комментарий детского психотерапевта клиники «УГМК-Здоровье» Антона Сабанцева: "В данном случае первопричиной агрессии мальчика стал биологический фактор – последствия родовой травмы, что вылилось в недостаточность функции самоконтроля. Кроме того, изначальная гиперопека со стороны мамы тоже негативно сказалась на поведении ребенка. В результате для него стало серьезной травмой то, что после рождения младшего брата родители не смогли уделять ему так много внимания, как он привык. В результате к достижению школьного возраста ребенок уже испытывал серьезный внутренний дискомфорт и сформировал свою агрессивную модель поведения.
Он решил, что чем хуже он будет себя вести, тем больше ему будут уделять внимания
И, собственно, добивался этого. При этом он осознавал, что окружающие считают его плохим, но другого способа реализовать себя не видел.
В данном случае только беседы с психологом не помогли – мальчику пришлось назначить еще и медикаментозное лечение. Именно препараты помогли справиться с биологическим фактором, в результате чего Витя научился контролировать свое поведение. Помогла и работа с родителями – они постарались наладить дружеские отношения с сыном, отдали его в хоккей. Когда ребенок гиперактивен, приобщать его к спорту очень важно – ведь именно на тренировках и соревнованиях он может полностью выплескивать ту накопившуюся энергию, которую раньше тратил на негативные поступки. В случае с Витей это тоже помогло: мальчик сразу же стал одним из лучших нападающих команды, его наконец-то начали хвалить, и его самооценка значительно повысилась.
Учительница, получив пояснительную записку от психолога, также пересмотрела свое поведение, пересадила ребенка поближе к себе и стала уделять ему немного больше внимания, чем остальным детям. Весь этот комплекс мер привел к тому, что поведение Вити улучшилось: он перестал бесконтрольно бить одноклассников, срывать уроки, стал стремиться получать хорошие оценки.
Наконец-то окружающие стали видеть в Вите не потенциального преступника, а нормального первоклашку.
Однако столь агрессивное поведение мальчика можно было предотвратить раньше. Родителям следовало бы привести сына к специалисту еще в три года, как только он начал проявлять гиперактивность и жестокость в детском саду. Возможно, тогда даже не пришлось бы применять медикаментозное лечение, так как существуют и другие альтернативные методики. Но в том состоянии, в котором привели Витю, они бы уже не подействовали.
Заметили, что ваш ребенок становится неоправданно агрессивным, на него стали жаловаться воспитатели? Не тяните, обратитесь к специалисту! Возможно, именно сейчас его помощь позволит избежать более серьезных проблем в будущем!"
Фото: pixabay.com, parentspartner.com