Травля в школе, к сожалению, достаточно распространенное явление. Самое страшное, когда ее инициируют даже не дети, а учителя. Почему так происходит и как с этим бороться, рассказываем в новом выпуске проекта «Личные истории: записки психотерапевта».
Разобраться в ситуации нам вновь помогает психотерапевт, психиатр клиники «УГМК-Здоровье» Антон Сабанцев.
Третьеклассника Валеру на прием к психотерапевту привели родители после того, как мальчик стал отказываться ходить в школу. Никакие увещевания и уговоры не помогали – ребенок упрямился, истерил и, даже если его все-таки приводили в класс, при первой возможности старался сбежать с уроков.
При этом во дворе с друзьями, на тренировках в спортивной школе (мальчик профессионально занимается хоккеем) Валера был дружелюбным и открытым.
Спортом мальчик занимался еще детского сада - мечтал вырасти чемпионом. Команда, в которой он играл, для своего уровня достигла больших успехов – ребята систематически ездили на различные соревнования, сборы, много тренировались. Из-за этого маме и папе приходилось частенько отпрашивать ребенка из школы.
Но Валера не отставал от сверстников, больше занимался дома, и получал хорошие оценки.
Проблемы начались в третьем классе, когда в школе сменился педагог. Новая учительница оказалась жесткой и требовательной, и мальчик, хоть и по уважительной причине пропускающий занятия, ей сразу не понравился. В результате женщина сделала так, что от Валеры отвернулся весь класс. Она потребовала от детей не общаться с мальчиком.
«Даже не разговаривайте с ним, он отстающий и глупый»
Валеру отсадили за последнюю парту, а когда вызывали к доске, ставили «два» - учитель всегда находила, к чему придраться, даже если мальчик знал материал. Если Валера сам хотел ответить на какой-то вопрос и поднимал руку, его просто игнорировали.
Дети перестали общаться с опальным одноклассником, зачастую смеялись над ним.
Разумеется, учиться в таких условиях мальчик больше не хотел и стал наотрез оказываться ходить в школу. К счастью, родители вовремя заметили перемены, произошедшие с ребенком, и обратились к психотерапевту.
Комментарий детского психотерапевта клиники «УГМК-Здоровье» Антона Сабанцева: «Конечно, ситуация, которую создала педагог, до ужаса ненормальна, и не могла положительно повлиять на психику мальчика. Школа – это мощный фактор воздействия, который формирует мировосприятие ребенка. В данном случае хорошо, что родители оперативно среагировали и привели сына к врачу. В противном случае дело могло закончиться депрессией или неврозом. Теперь задача специалиста - убедить ребенка, что мир не настолько враждебен, как ему могло показаться.
Сейчас родители ведут переговоры с педагогом, но вряд ли она сможет создать ребенку действительно комфортные условия обучения.
Теперь главная задача – продержаться до конца учебного года: семья рассматривает вероятность со следующего года перевести сына в школу со спортивным уклоном, где не будет таких жестких требований, а хоккейные успехи, наоборот, высоко оценят. Важно, чтобы ребенок не был лишен возможности самореализовываться.
Но переход в новый коллектив – это тоже стресс, и мальчика надо будет подготовить к этому.
Еще одна первоочередная задача – восстановить отношения Валеры с нынешним коллективом. В первом и втором классе, когда еще не пришел новый учитель, мальчик нормально общался с одноклассниками. Это значит, что база для восстановления отношений есть. Как вариант, родители могут поговорить с мамами и папами других детей, инициировать совместное мероприятие – поход в кино, на аттракционы. Общаясь вне школы, дети смогут понять свое истинное отношение к Валере и избавиться от того негатива, который им внушил учитель. Варианты есть, и ими надо пользоваться.
Ваш ребенок отказывается идти в школу, его травят в классе? Не тяните, обратитесь к специалисту! Возможно, именно сейчас его помощь позволит избежать самого страшного!»
Мария Трускова
Фото: writechoice.co.in, pixabay.com