РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 8 мая 2018 в 10:12

«В послевоенное время Уралмашзавод гремел»: воспоминания ветеранов

© Фото из открытых источников
Не только военное время на Уралмашзаводе было трудным. И позже на заводе было очень много заказов. В каждом цехе работало около 1000 человек, в том числе и молодые специалисты. Валентина Павловна Репина и Татьяна Ивановна Пестова, ветераны завода, выполняли сложную мужскую работу, по профессии они — газорезчицы.
Специалисты, занимающиеся различными видами сварочных работ, подразделяются на группы в зависимости от типа материала, с которым им приходится работать, и от технологии производства.
Профессионалы, использующие в своем труде газовый резак для разрезания разных видов металлов, работающий на бензине или керосине, называются газорезчиками.
Своими воспоминаниями о непростом послевоенном времени они поделились с корреспондентом ЕАН.
«Во время войны наша учительница варила танки, потом она на газорезку перешла, позже стала обучать нас, молодых специалистов. Это была сильная и отважная женщина. Тогда Уралмашзовод гремел, заказов со всего мира было огромное количество. Делали шагающие экскаваторы для Индии», — вспоминают женщины.
«Уралмашзавод» — машиностроительное предприятие в городе Екатеринбурге, одно из крупнейших в России.
Введено в эксплуатацию в 1933 году. В настоящее время завод производит оборудование для горнодобывающего комплекса, металлургии, цементной промышленности, энергетической отрасли, подъёмно-транспортное, гидротурбинное и другое оборудование.
У каждой из них своя длинная история. Они посвятили труду всю свою жизнь.
Татьяна Ивановна рассказывает, как пришла на завод: «Я тогда совсем молодой была, 20 лет. До этого у меня тоже была сложная жизнь. У нас была большая семья, жили мы в Шувакише. Там даже школы тогда не было, ездила в Екатеринбург каждый день, закончила 7 классов. В семье нахлебников было много, нужно было быстрее деньги зарабатывать. Сначала пошла в ремесленное училище, меня направили в жилконтору. Мы там делали побелку по чердакам, по подвалам, но это было неинтересно, да и зарплата маленькая. Потом я пошла в декрет, а после декрета написала заявление о переводе на завод. Пришла в отдел кадров, там мне предложили пойти работать газорезчицей. Тогда я вообще не представляла, что это за работа. И вот пришла домой и говорю: "В 31 цех, на газорезку пойду", - а муж говорит: "Ты что, с ума сошла? Ты знаешь, что это такое?" - "Нет, не знаю, сказала, но узнаю"».
Три месяца Татьяна Ивановна была ученицей. С мужем работали посменно, чтобы с детьми кто-то дома был. Работа тяжелая, но они старались поскорее освоить профессию.
«У нас был стимул, чтобы больше была заработная плата, надо было повышать разряды. По сравнению с той работой, какая была у меня в жилконторе, было очень сложно. Я сначала думала, что не справлюсь, но потом постепенно стала привыкать, интереснее стало. Я как-то попросилась на другой участок, на улице. У нас была зимняя спецодежда, шапка, руковицы. Я так проработала 10 лет "горячего стажа". Потом этот участок распределили по другим, а я вернулась на свой», — рассказывает ветеран.
Из-за работы на морозе у женщины появились различные заболевания, хронический пиелонефрит. Она помнит, как приходилось работать и в -20, и в -30.
Несмотря на все тяготы, у работников Уралмашзавода было к чему стремиться: им давали жилье. Татьяна Ивановна сначала получила комнату от завода, а позже и однокомнатную квартиру. Также им давали билеты в театры, путевки в санатории.
По состоянию здоровья женщина не смогла работать после 50. По достижении этого возраста она ушла на пенсию. Тридцать лет Татьяна Ивановна посвятила заводу, но об этом ни секунду не жалеет: «У нас была очень сложная профессия, мы справлялись даже там, где мужчины не справлялись. Почти у всех профзаболевания, трудное время было, но я любила свою работу и завод. Я очень скучаю. Даже сейчас у меня глаза загораются, когда вижу резак».
Валентина Павловна Репина тоже пришла на завод в 20 лет. До этого она жила в деревне. Привыкшая к труду, она не боялась никакой работы.
«Сначала приехала в Екатеринбург, нужно было где-то обустроиться, жить где-то. Сначала устроилась в охрану завода, 2 года отработала там, а после этого мы в любое место могли попасть, тогда и пошла на газорезку. Нас готовили, что это очень тяжелая, мужская работа. Но мы ничего не боялись и пошли. Были деревней научены, тяжелую работу выполняли. Я когда школу заканчивала, на ферме работала», — рассказывает Валентина Павловна.
Тяжелая работа — тяжелые последствия.
«Я глухая стала. Нам давали беруши, но мне было плохо в них. Начальник тогда мимо проходил, видел, что у меня уши открыты, ругал сильно. Но я не могла в берушах, голова болела. Вот и не сохранила свой слух»
На заводе Валентина Павловна проработала 43 года. Сейчас думает, что можно было и полегче выбрать профессию: «У меня соседка в мастерской шила, ремонтировала изделия, у нее такая же пенсия, как у меня, 16 тыс. рублей, а работа не такая тяжелая».
Обе женщины получали в то время хорошие деньги, больше, чем другие заводчанки. Завершили свой рабочий стаж с 5-м разрядом – самым высшим.
До сих пор Татьяна Ивановна и Валентина Павловна дружат, ходят друг к другу в гости, по субботам посещают заводскую баню, и мечтают хоть разок увидеть цеха, в которых трудились долгие годы.
Екатерина Землянская
almaceramica
Главные новости
После публикации ЕАН минобр запретил визиты учителей в семьи свердловчанВ Госдуме взялись за перевозчика, который «наплевал» на график автобусов в ЕкатеринбургеСуд арестовал свердловчанина, сбившего насмерть велосипедистовГлавный ледовый городок в третьем городе Свердловской области будет посвящен военнымВ Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВОЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в Екатеринбурге