Губернатор Евгений Куйвашев подвел итоги ЧМ в Екатеринбурге и поблагодарил всех свердловчан, принимавших участие в его подготовке. Общее мнение – игры в Екатеринбурге прошли едва ли не образцово: горожане были гостеприимны, фанаты – веселы, фан-зона в ЦПКиО забивалась под завязку.
При этом даже власти признают: официальная развлекательная площадка на Плотинке, которая обошлась бюджету в 16 млн, была невостребована. Заказчик проекта, областной Центр развития туризма, и его руководитель Эльмира Туканова перекладывают ответственность на подрядчика.
Директор Уральского выставочного центра Игорь Данилов в интервью ЕАН рассказал, кто на самом деле «заказывал музыку» на площадке, кого мы должны благодарить за выступление «Езидов Урала» и почему победить «Американку» было невозможно.
- Эльмира Туканова заявляет, то при подготовке экспозиции ей не были в срок предоставлены дизайн-проект и дизайн-макет, программы работы музыкальной площадки, список участников экспозиции. Это так?
- Не совсем. Все работы были выполнены на основании техзадания заказчика с учетом дополнительных пожеланий, которые высказывались им в процессе подготовки проекта после заключения контракта. Ряд этих пожеланий был удовлетворен, ряд был технически нереализуем.
Почему в итоге площадка получилась именно такой? Потому что, к сожалению, и заказчик, и исполнитель были во многом связаны требованиями нормативных актов по организации массовых мероприятий, техническими ограничениями и формулировками задания. Вы поймите правильно, можно было нарядить всех в костюмы Микки Мауса, Белоснежки и других героев Диснея, застроить все в стилистике популярных образов, но о чем бы тогда вообще был проект?
А можно было, конечно, поставить лубочные срубы, юрты и иглу, но это бы вызвало ровно такую же волну непонимания.
- Какие вообще варианты концепции, варианты оформления экспозиции рассматривались?
- Концепция проекта была определена техническим заданием. Как вы понимаете, исполнитель не участвует в его обсуждении до заключения контракта, а после заключения – может лишь получать комментарии, трактовать положения и уточнять требования. В этой части задача была сформулирована как обеспечение единой концепции площадки. Я считаю, что это было сделано через сквозное использование элементов фирменного стиля, наполнение объектов и активности.
- Кто и по какому принципу определял формат площадки? Кто, например, отбирал торговцев сувенирами, составлял концертную программу?
- Торговля сувенирами осуществлялась заказчиком. Исполнитель по контракту должен был лишь обеспечить возможность для реализации этой задачи, то есть установить витрины и стойки.
Концертная программа составлялась нами с учетом пожеланий заказчика и графика других активностей в городе. По времени мы специально разносили ее на выходные дни и вечернее время, не проводя мероприятий в часы матчей.
Мы хотели дать возможность выступить как молодым, начинающим коллективам региона, так и профессиональным командам, за что огромное спасибо коллективу EverJazz, который помог с привлечением своих резидентов. Также мы приглашали выступить национальные культурные автономии и народные коллективы. Здесь хочу поблагодарить Ассоциацию народов Урала. Приезжали и иностранные исполнители, особенно запомнился коллектив «Намбату» из ЮАР.
Конечно, по ходу программа перестраивалась, ведь проект работал 35 дней – артисты заболевали, получали более выгодные предложения, вмешивались другие события. К примеру, мы предоставили площадку и оборудование для «Ночи музыки», были вынуждены отменять мероприятия по просьбам и в связи с активностями мэрии.
Соответственно, подстраивались и мы, и заказчик.
- Центр туризма, его представители участвовали в разработке дизайн-проекта и музыкальной программы? Какие пожелания от них поступали?
- Все материалы предоставлялись нами заказчику в установленный срок. Заказчик высказывал свои пожелания по формированию программы, и мы максимально их учитывали. В частности, это касается национальных коллективов: фольклорного ансамбля «Троица», коллектива «Езиды Урала», сборного коллектива СРОО русской культуры «Мое Отечество»,
хора русской песни «Уралмашевка»
Что касается дизайн-проекта, то его решения основывались на нескольких условиях: во-первых, это фирменный стиль заказчика, во-вторых, ограничения площадки и ее параметры. Я считаю, что мы выжали максимум с точки зрения планировочных решений, соблюли и требования мэрии, и органов правопорядка, не допустили изменения пешеходных потоков и учли максимально требования заказчика в пределах технологических возможностей.
Что про пожелания, то они касались прежде всего яркости оформления и дополнительных элементов декора, которые мы в результате устанавливали.
- Легендой ЧМ в Екатеринбург стал бар «Американка» на Вайнера. Именно его называют примером того, как нужно было работать с иностранными болельщиками. Весело, а не косно и скучно. Возможно ли в будущем реализовать подобный подход и на условно государственных площадках?
- Думаю, сравнивать коммерческий бар и некоммерческий проект – по меньшей мере странно.
Ребята из «Американки» запустили классный рекламный проект, выбрав себе прекрасного антагониста в виде нас
Конечно, всегда можно сказать, что можно сделать больше и по-другому. Но потом ко мне придет Счетная палата, ревизор и спросят: почему ты отклонился от задачи? Или придет «независимый» контролер, сфотографирует отклонения и предъявит это общественности как несоответствие.
Я часто слышу вопли и крики недовольных, а удовлетворенные люди молчат
Можно сколько угодно огульно критиковать наш проект и восхвалять «Американку», но я точно могу заявить, что наших гостей было много и они были удовлетворены проведенным у нас временем.
- И все-таки: почему лапти и каслинское литье? И если уж на то пошло – почему тогда не было медведя с балалайкой?
- «Лапти и каслинское литье» - это гипертрофированная метафора, которую запустили в соцсети обыватели. В соответствии с задачами, мы должны были поставить на площадке музейную экспозицию, описывающую традиционный уральский быт. Для этого были привлечены профессиональные фольклористы, этнографы, установлены музейные экспонаты, проводились экскурсии для гостей.
Почему не было медведя с балалайкой? Наверное, потому, что медведь был в Москве на Тверской.
- В перспективе город может принять всемирную выставку «Экспо», где подобные развлекательные площадки в центре вновь понадобятся. Если вас вновь привлекут - что бы вы изменили в концепции?
- «Экспо-2025» в случае выигрыша будет требовать детальной проработки площадок по всей территории города с учетом маршрутов передвижения гостей. Это целая сеть площадок, которые необходимо строить в соответствии с мыслями, идеями, которые мы хотим донести. Я бы просто начал с них. Идти нужно от задачи.
Беседовал Игорь Чукреев.
Фото: Facebook Центр развития туризма Свердловской области, Алексей Колчин (ЕАН)