Известный музыкальный критик Артемий Троицкий посетил Екатеринбург. Легенда советского и российского андеграунда представил уральцам фильм режиссера Андрея Айрапетова «Критик», картина посвящена жизни самого Троицкого. Перед тем как выйти на сцену Ельцин Центра, гость из Эстонии, а Троицкий живет теперь там, рассказал ЕАН о скандале с Монеточкой, русском роке и его состоянии, современной уральской сцене и политике.
- Монеточка, о которой вы высказались, что ей только милостыню просить в поездах со своим пением. Если бы она вдруг вас встретила и сказала: «Я читала то, что вы написали». Что вы бы ей ответили?
- Я буду очень рад, если встречу Монеточку. Потому что, в отличие от второй девушки, певицы Гречки, по которой я тоже прошелся с критикой и она меня не заинтересовала ни с какой точки зрения, Монеточка иная.
Но изначально надо сказать, что у меня от Монеточки были завышенные ожидания. Изначально мне ее рекомендовали различные журналисты.
Все они говорили, что Монеточка является необычайным талантом и то, что это голос поколения. Кто-то мне сказал, что это новая Янка Дягилева, а кто-то уверял меня, что это новая Земфира. Но когда я ее послушал, то был сильно разочарован.
Потому что для голоса поколения этот голосок слабоват. У Лизы он слабый, унылый и беспомощный. И меня этот факт очень опечалил, потому что хотелось бы, чтобы голос поколения был энергичнее. С другой стороны, мне понравилась лирика Монеточки, в отличие от стихов Гречки (там вообще нет никакой лирики). У Монеточки очень хорошие стихи, в них много иронии, и они интересно звучат. Она вполне могла бы выступать на каких-то современных поэтических вечерах и просто читать свои стихи со сцены.
озникает сразу же следующий вопрос: а как быть с музыкой?
Первое, что я услышал из ее творчества, - запись одного из ее первых альбомов. Мне он не понравился. Там была очень неприятная хип-хоповая аранжировка. Клубная, электронная и модненькая. Очень мне не понравился этот саунд. Потом уже попозже я залез в Интернет и послушал ее записи под аккомпанемент рояля. И они оказались гораздо аутентичнее и свежее. И произвели на меня очень симпатичное впечатление.
Конечно, это дело Монеточки, а не мое. Но я бы определенно не советовал ей сотрудничать с тем продюсером, который записал ей новый электронный альбом. Потому что это сильно нивелирует ее тексты.
- Монеточка поет о наивном мире девочки-оторвы с мимолетными романами, мальчиками и так далее. Но из Екатеринбурга вышла, например, та же Катя Павлова и ее группа «Обе две», которая поет о том же и в том же стиле – инди. Однако она не стала такой популярной. В чем же секрет взлета Монеточки?
- Катю Павлову все-таки знают. Даже я, такой вот старый хрен, знаю о ее группе «Обе две» 4-5 лет. Кроме того, я знаю, что она поет и в других проектах. В частности, с московской группой OQJAV, есть у нее и другие творческие коллективные коллаборации. В ее творчестве я не слышал еще ничего, что бы было некачественным, пошлым и некондиционным. По крайней мере, все, что я слышал, было очень интересным.
Почему она не понравилась широким массам? Ну тут, мне кажется, играет роль ряд факторов. Например, не повезло. И кончая какими-то маркетинговыми причинами: типа не на ту песню клип снимала, не с теми интернет-ресурсами отношения поддерживала. Я абсолютный не специалист в том, каким образом в цифровую эру происходит раскрутка артистов. Думаю, что для этого надо обладать определенными навыками, контактами. Возможно, что у Кати Павловой просто нет всех этих контактов, а у Монеточки есть.
Если же говорить насчет музыки, то творчество Павловой смотрится разнообразнее, чем творчество Монеточки.
- Перейдем к теме рока. Мы видим, как сейчас рокеры вновь уходят выступать в маленькие залы, вновь становятся подпольными. Сверхпопулярные рокеры вынуждены вместо больших залов и стадионов играть в клубах. На этом фоне гражданский протест активно набирает ход в рэпе, фактически перекочевывает из рока, который становится более лайтовым и легким. Почему с роком происходят такие процессы на фоне роста протестных настроений?
- Не согласен с вами. Я не считаю, что рокеры отдали знамя рэперам. Наоборот, протестное направление в русском роке оживилось. При этом оживилось оно на всех флангах: начиная от ветеранского поколения (Шевчука, БГ и так далее). Они продолжают сочинять неоднозначные песни. Есть еще и более молодое антивоенное направление («Порнофильмы», «Дайте танк» и так далее).
Уход рокеров в подполье связан с тем, что рок все-таки - это музыка бунтарей. А бунтовать при авторитарном строе в общем-то занятие тяжелое и опасное.
Бунт, естественный на стадионах в конце 80-х годов, не может так же вольготно себя чувствовать в условиях нынешнего режима. Так что все это уходит в маленькие залы. Но, слава богу, что не в «квартирники». Эти небольшие концерты умудряются срывать, за последние два года это происходит сплошь и рядом. Андеграунд - это сила, и если даже советская власть не справилась с роком, то у Путина кишка тонка тем более.
- Перейдем в этой связи к тем, кто называет себя рокером и при этом заигрывает с властями. Сергей Бобунец из «Смысловых галлюцинаций» недавно получил от минобороны медаль за участие в военной операции в Сирии. Можно ли, в традиционной логике, его вообще считать рокером после этого?
- Не только Бобунец.
Свердловск в плане выступлений в Сирии и на Донбассе очень позорно себя проявляет, к сожалению. Ведь так поступают еще экс-лидер группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов, певица Чичерина. Все они играют патриотическо-пропагандистский милитаристский рок.
У меня нет слов даже. Потому что рокерами они являются лишь формально, а на деле это лишь попы-расстриги. Если мы говорим о рок-музыке не как о формальном своде музыкальных правил (ритм на четыре четверти, несколько гитар и прочее), а как об идеологии, то часть ее – это антивоенный мотив. Верхняя строчка рок-иконостаса - это рокеры, которые были против войны. Это и Джон Леннон, и Боб Марли, Боб Дилан, Джим Моррисон.
Среди отечественных рокеров такими музыкантами являются Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков, Виктор Цой (его песня «Безъядерная зона»). Так что я бы этих Бобунцов-бабуинов назвал изгоями среди других рокеров.
- Вы упомянули о Цое. Кирилл Серебренников снял фильм «Лето», посвященный как раз последнему герою золотой эпохи русского рока и Майку Науменко. Вам кино понравилось? Меня, например, откровенно задела то, что в киноленте показано, как Цой, дескать, заводит роман с женой Майка. Было ли все это на самом деле?
- Это как раз одна из главных претензий к этому фильму. Не было никакого любовного треугольника на самом деле. Все, кто близко знал Цоя, в первую очередь Леша Рыбин, Игорь Панкер, БГ, тоже так говорят. И мы все склонны воспринимать сценарий фильма «Лето» как романтические фантазии Натальи Науменко. Другое дело, что, зафиксировав этот факт, отнеслись к фильму по-разному.
Рыбин и Гребенщиков назвали фильм лажей, фальшивкой и не дали Кириллу Серебренникову право использовать их образы в этом фильме. Именно поэтому Рыбин там Леня, а Гребенщиков там Боб. Я вот дал право использовать мой образ в фильме, потому что
Кирилл Серебренников – это мой друг. Считаю его выдающимся режиссером, просто блестящим.
Из очень неубедительного сценария Кирилл сделал очень хороший фильм. К этому кино нужно относиться не как к истории группы «Кино», а как к романтическому мюзиклу. Как к некой легкой фантазии на тему ленинградского андеграунда начала 80-х годов. Подытоживая, хочу сказать, что «Лето» - это отличный фильм, который показывает то, как надо жить в этой мрачнейшей стране, сопротивляясь этой серости со всех сторон.
- В 80-е годы, 90-е и «нулевые» годы свердловский рок переживал бум и дал стране такие имена, как «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Смысловые галлюцинации», «Чичерина» и много других. Сейчас нет ни одной молодой группы из Екатеринбурга, которую бы знали в Москве. Почему, на ваш взгляд?
- Да, я только хотел вам сказать, что у вас есть очень симпатичные группы с похожими названиями: «Сансара» и «Курара». Могу сказать, что две эти группы намного лучше, чем группы «Чайф» и «Смысловые галлюцинации». Гораздо лучше.
Есть два понятия для групп: формат «Нашего радио» и говнорок. Так вот группа «Чайф» для меня - это дерьмонорок в его самом чистом, дистиллированном виде. Весь этот Шахрин и его группа. Это одно сплошное дерьмо, там рока нет на самом деле.
А «Сансара» и «Курара» - это коллективы с интересными вокалистами, с довольно странными и любопытными текстами. А вообще моя любимая свердловская группа - это «4 позиции Бруно». Один раз я выпустил их альбом на своем лейбле. Они прекрасные музыканты, одни из лучших в стране. В плане экспериментального рока это группа номер № 1 в России. Их не поставят в радиоэфире, но это и есть настоящий радикальный рок.
– В одном из свежих своих интервью вы сказали, что маразм российских властей крепчает. Почему?
– От несменяемости и безнаказанности. Одни и те же люди правят страной, причем бездарно на протяжении уже 20 лет и при этом воруют, грабят, топчут народ, проваливают внешнеполитические доктрины, рассорились с ближайшим союзником – Украиной. Все выборы являются вбросами и фальшивками. Естественно, что правление становится все более и более идиотским, маразматичным и при этом наглым.
Народ ропщет, ворчит. Но того, чтобы дать этой власти в зубы, пока нет. И мне это не нравится. Очень жаль.
- При этом власть умело задействует такую технологию, как информационная ширма. Под шумок переписывали закон «О недрах», также протаскивали «закон Димы Яковлева» для запрета усыновления российских сирот американцами - везде и всюду были новости о французском актере Депардье и получении им российского гражданства. Летом, когда шел чемпионат мира по футболу, власти инициировали повышение пенсионного возраста. Может быть, запретить так делать на законодательном уровне?
- Власть совершает огромное количество всевозможных подлянок. То, что ты назвал, – это не единственное. Было бы хорошо все это пресечь законодательным образом. Но для этого в наших думах должны сидеть другие люди. Не члены «партии жуликов и воров» - «Единой России». Все это дело выборов. Задачка тут стоит сложная.
- В Свердловской области мы не выбираем глав городов. Это делают согласованные с губернатором городские думы. В Екатеринбурге в сентябре вступил в должность мэр не избранный народом – член команды главы региона Александр Высокинский. Могут ли при этой системе люди сами вернуть себя в политику?
- Я в курсе этого. Знаком хорошо с Евгением Ройзманом. Я очень за него болел.
Если бы Ройзману дали право управлять не номинально, а фактически, то он бы принес городу много пользы. Но тут очень простая история: если человек честный, то это значит, что он неудобный.
Поэтому его выдавили с должности мэра, а прямые выборы и вовсе отменили. Что нужно сейчас власти? Оставаться у власти. Это их основная мотивация. Им надо оставаться у власти, потому что власть в России - это самый прямой путь к деньгам. А деньги в России решают все.
Тут я могу привести наблюдение. Как различается отношение к государственной власти в России и в Эстонии, где я сейчас живу. В России во власть все рвутся, потому что это кормушка. В Эстонии все не так. Я знаю шесть человек, которые популярны в Прибалтике. И как только начинается в Эстонии кампания в парламент, ко всем моим знакомым выстраиваются очереди из ходоков из разных партий с такими словами: «Баллотируйтесь от нас в парламент и будете получать по 5 тыс. в валюте в месяц». И все они отказываются. Говорят так: «Зачем нам эта власть? Мы будем лучше заниматься делом, по миру путешествовать».
Быть во власти в Эстонии – это удел неудачников. Российская пропаганда говорит о том, что Эстония – это фашистская страна. Нет. На самом деле Эстония является прозрачным и демократическим государством. И депутаты там руку в государственную казну не запускают, не воруют.
- Как менять политическую систему в нашей стране?
- Время митингов уже прошло, только революцию согласовать невозможно. Поэтому надо действовать гораздо более смело и решительно. Или сидеть на диване и не жаловаться.
Беседовал Павел Пивоваров.