Как Екатеринбург потерял выборы, Ройзмана и Тунгусова и что приобрел взамен. Постоянный автор агентства ЕАН – о главных событиях минувшего года.
Январь
Январь прошел в подготовке к президентским выборам. Навальный призывал к избирательной забастовке, а в двух главных екатеринбургских МУПах сменилось руководство. Водоканал покинул Александр Ковальчик, а «Спецавтобазу» возглавил Нафик Фамиев.
Год начинался спокойно. Никто еще не предполагал, что эти два предприятия прочно обоснуются в эпицентре политических интриг, грядущей борьбы, взлетов и падений.
«Мне одному кажется, или политповестка в нашем городе, мягко говоря, пропала? Где скандалы, интриги, расследования?» — жаловался в январе депутат Григорий Вихарев в своем Facebook.
«Ну вот куда ты торопишься? Будут тебе и скандалы, и расследования. Декабря только дождись, а то сглазишь еще», - улыбалась судьба и готовила ему к концу года будущее назначение – директором той самой «Спецавтобазы».
Февраль
В феврале стремительно политизируется протест против сноса телебашни. Дефицит официальной информации и даже ее сокрытие порождает агрессивную реакцию защитников.
Башня из полуразрушенного куска старого бетона внезапно становится «символом Екатеринбурга».
Снос то переносят, то откладывают. Окончательная дата так и не называется, но уже понятно, что до президентских выборов сносить не будут.
С февраля конфликтная повестка нарастает по экспоненте.
Март
Выборы президента. Екатеринбург удивляет рекордной явкой и такими же рекордными процентами голосов за Владимира Путина. Свободолюбивый, вольный город не стал «назло бабушке отмораживать уши». Либеральные кандидаты занимают последние места.
Пережив одни выборы, власти забирают другие. В марте становится известно, что прямых выборов главы Екатеринбурга больше не будет. Окончательную точку депутаты Заксобрания поставят в начале апреля.
Ройзман перестает быть угрозой. Главой его уже не выбрать.
Демонтаж власти прошел одновременно с демонтажем башни. Легендарный советский недострой взрывают в конце марта.
Апрель
Впервые обнародован «Список Тунгусова» - перечень лояльных кандидатов в гордуму, которые должны победить на праймериз, а затем и на выборах в сентябре.
Список положил начало громкой кампании по дискредитации Тунгусова, разладу отношений с губернатором и формированию мощной антитунгусовской коалиции.
В апреле же чуть было не начался серьезный парламентский кризис.
Прокуратура атаковала Заксобрание, предъявив претензии сразу к десяти депутатам. Маленький крестовый поход силовиков закончится уже в мае.
Жертва только одна. Проигравшие депутаты выплачивают контрибуцию Арменом Карапетяном.
В апреле же начинается целый парад знаковых отставок. Уходит бессменный начальник ГИБДД Юрий Демин. Казалось, что он вечный, как Ленин. Но нет.
Май
Дмитрий Медведев сохраняется в должности премьера. А люди, по опросам ВЦИОМа, очухавшись от предвыборного гипноза, уже хотят перемен. Через месяц перемен будут уже не просто хотеть, а требовать.
Ройзман после отмены прямых выборов главы в знак протеста уходит в добровольную отставку. Яркий поступок яркого политика.
Следом уходит в отставку и мэр Нижнего Тагила Сергей Носов. Не так, чтобы добровольно, и вообще на Колыму. Зато губернатором.
Отставки, к радости губернатора Куйвашева, становятся трендом года. Он бескровно лишается конкурентов и врагов.
«Может, мне тоже кого-нибудь отправить в отставку?» - задумывается губернатор.
Город продолжают сотрясать дикие праймериз, где лоб в лоб сталкиваются административный ресурс Тунгусова и большие деньги его противников. Привод бюджетников победит, но…
Битва за списки «Единой России» в мае выглядит вполне разумной, партия, по прогнозам, может получить хороший результат. О грядущей пенсионной реформе пока еще не никто не знает.
Июнь
Холманских, следующий после Демина, Ройзмана и Носова, уходит в отставку. Власть Рюриковичей переходит Николаевичам. Цуканов теперь главный.
Новый мощный полпред с ходу начинает оказывать влияние на губернаторов и политические процессы, давая понять элитам, что законы гравитации теперь перераспределились в его пользу.
Итоги праймериз в Екатеринбурге показывают предел админресурса. Теперь каждый кандидат знает: чтоб победить с гарантией, нужно привести 5 тыс. избирателей – максимум мобилизации бюджетников в округе.
Чемпионат мира дарит месяц политической тишины, праздника и ярких красок.
Июль – август
Пенсионная реформа приносит противникам Тунгусова главный козырь – гнев взбешенных произволом власти людей. Перебить эмоции политические администраторы пытаются унылой повесткой «Криминал рвется к власти», но, конечно, не могут.
К концу июля исход битвы за город становится непредсказуемым. Оппозиция уравнивает шансы с городскими. Неизбежность победы кандидатов Тунгусова впервые ставится под сомнение.
В августе проходят решающие бои. Снимаются партии, кандидаты, заводятся уголовные дела. Счет идет за каждый голос. Напряжение растет.
Губернатор открыто называет Александра Высокинского своим кандидатом в главы и готовится взять город под личный контроль.
Тунгусов уходит в отпуск, чтоб из него уже не вернуться. Дело пахнет керосином.
Сентябрь
В последние предвыборные дни Куйвашев наносит удар за ударом.
Старый фаворит конкурса на должность мэра Екатеринбурга Алексей Кожемяко неожиданно сходит с дистанции.
Главный противник и главный оппонент губернатора Владимир Тунгусов де-факто отправлен в отставку.
Выборы выигрывает команда губернатора. Мэром становится Высокинский, спикером думы – Володин. Город пал.
Впервые в политической истории Куйвашев добился того, что не смогли ни Россель, ни Мишарин, – получить полный контроль над Екатеринбургом.
Октябрь-декабрь
Новая команда зачищает старую. Отставки происходят пачками. Увольняется каждый, на кого упадет тень неблагонадежности и связи с Тунгусовым.
Городская дума стремительно набирает вес и по сути ставит Высокинского и администрацию в подчиненное положение.
Деготь в это медовое царство подкидывают сами чиновники. Неосторожными или откровенно глупыми высказываниями, попытками повышения себе зарплаты, неадекватной реакцией на критику.
Проигрыш в борьбе за «Экспо» ставит крест на прорывном развитии региона. Основной стратегией остается пресловутая «стабильность».
Победители выстраиваются за наградами и трофеями.
Григорий Вихарев, как и было предрешено судьбой, становится директором «Спецавтобазы». Алексея Вихарева судьба тоже не обижает. За три месяца депутат-новичок становится хедлайнером думы, оставляя далеко позади и председателя, и более опытных старичков.
Главный абсорбент негативного общественного мнения Ольга Глацких уходит в отставку.
Что дальше?
2018-й революционный стал годом перестановок. Во власти, в умах, в ожиданиях.
2019 станет годом становления. Крупных выборов в регионе не ожидается. До следующих еще несколько лет. Есть время и возможность провести этот относительно спокойный период с толком. Если только не помешают федеральные события или каскадные прорывы народного протеста, подогреваемого жадными элитами в своих интересах.
Для губернатора – выступать в роли медиатора между элитными группами, не допуская чрезмерного усиления ни одной из них.
Для главы Екатеринбурга – преодолеть себя и стать самостоятельным, вспомнить, как Чернецкий нехотя впустил жителей города в свою картину мира, а потом создал себе из народной поддержки и общественного мнения крепкую дубину и умело использовал ее как для защиты, так и для нападения.
Для депутатов – гнуть свою линию, не забывать об избирателях. Им в новом году придется несладко и от роста цен, и от мусорного налога, и от растущего ощущения несправедливости. Симпатии к властям Год свиньи не добавит точно.
А нам – всем остальным – хочу пожелать терпения, здоровья, мира и побольше радостей в Новом, 2019 году.
С Новым годом!