Екатеринбург вновь готовят к транспортной реформе. С 1 июля трамваи, троллейбусы и автобусы в городе должны начать ездить по-новому. Как – пока никто не понимает. Один из разработчиков первого концепта Лариса Бузунова предупреждает: времени на то, чтобы сделать все «по уму», уже нет.
- Фонд «Город.PRO» закрыт, вы – в Москве, По старой памяти следите за нашими транспортными баталиями?
- Только по новостям и обсуждениям в соцсетях. С нами, разумеется, никто не консультируется. После ухода Евгения Липовича (вице-мэра по благоустройству, курировавшему подготовку первой реформы, — прим. ЕАН) вся связь прервалась.
И я так понимаю, что в мэрии практически не осталось тех людей, с кем мы работали. И как они там сейчас работают, что реализуют — мне непонятно. В том числе и в ситуации с 024 маршрутом — почему решили начать с него, я не знаю.
- Говорят, что попытка мэрии начать изменения с точечных решений – ошибка. Давайте коротко вспомним, что предполагал ваш концепт, от которого отказались два года назад из-за выборов губернатора.
- Создание новой схемы маршрутов — это основа. В течение 2018 года необходимо было перенести остановочные, пересадочные комплексы, всего – около 100. Их нужно было модернизировать, подтянуть под новую схему.
Второе направление - выделенные полосы для общественного транспорта, далее - введение пересадочного тарифа. Последний в городе внедрен, но большинство жителей о нем даже не знает, а кто знает — игнорируют. На практике он не работает. Возьмем, к примеру, пересадку у Главпочтамта: автобусная остановка у самого здания, а трамвайная остановка — у Колизея. Пока идете для пересадки — ваш получасовой тариф сгорает. Или сгорает в пробках, потому что не везде есть выделенные полосы.
Вот поэтому все и должно было реализовываться в комплексе.
- Без переноса комплексов схема может работать?
- Может, но не будет эффективной.
- Как в вашем варианте должно было выглядеть информирование горожан о новой схеме?
- С января 2019 года должна была начаться активная разъяснительная кампания и подготовка наглядной транспортной навигации. Сейчас, придя на любую остановку, вы не увидите схемы и не поймете, как и куда вам ехать. И кроме как спросить у кого-то - у вас нет вариантов.
Плюс информирование. Если администрация хочет внедрить новую схему с июля – работа в СМИ должна была вестись уже сейчас.
- Я правильно понимаю, что ваша концепция предполагала одномоментное введение новой системы, а не создание бесконечного ужаса точечных изменений?
- Отмена отдельных маршрутов, замена одних видов транспорта другими даже не предполагалась. Все маршруты должны работать как единая сеть, только в этом случае система будет эффективной. Если вы отменяете один маршрут — для сети в целом это не даст ничего. Почему нами и была создана единая транспортная схема, где все виды транспорта дополняют друг друга, а не конкурируют.
Одномоментный переход планировался на лето, когда пассажиропоток минимален. С января: разъяснительная кампания по новым маршрутам, в июне — на остановках должны были стоять сотрудники, волонтеры, которые помогают сориентироваться и отвечают на вопросы о схеме и тарифах. Июнь-сентябрь — предполагалась самая напряженная часть реализации схемы.
Одномоментность позволяла избежать большого количества проблем. Лучше один раз все изменить и объяснить, чем постоянно что-то менять и заставлять людей все время жить в напряжении.
- Как оцениваете то, что происходит сейчас?
- Я не понимаю действий нынешней команды мэрии. Но разъяснительной работы точно никакой не ведется.
Отметим, напряженность ситуации осознает и глава города Александр Высокинский. По словам чиновника, внутренне он уже готов отложить реформу во второй раз. Такое решение будет принято в том случае, если мэрия не успеет провести расчеты, позволяющие сохранить стоимость проезда и обеспечить отсутствие провалов в перевозках пассажиров по разным направлениям.
Фото: Facebook.com