Как трудились заводчане в военные годы, сколько деталей в экскаваторе и что нужно для того, чтобы создать корпоративную газету, – обо всем этом лишь за день узнали воспитанники Уральского образовательного центра «Золотое сечение», посетившие Уралмашзавод. Школьники изучают азы Industrial-журналистики и готовятся написать статьи о деятельности предприятия. О том, что им особенно понравилось на УЗТМ, а чего они совсем не ожидали увидеть, - в материале ЕАН.
Делегация из 15 юных журналистов в возрасте от 12 до 17 лет прибыла на завод во всеоружии – с диктофонами, фотоаппаратами, блокнотами, ручками. Некоторые, еще только приблизившись к музею предприятия, начали записывать «сториз» в Instagram и снимать мини-сюжеты.
«Фонд «Золотое сечение» традиционно оказывает поддержку талантливым детям и молодежи. Тема этой смены: "Технологии Industrial-СМИ: как увлекательно рассказывать о производстве". На мой взгляд, это очень актуальная тема. Я знаю, что в последнее время на промышленных предприятиях происходят масштабные изменения, связанные с цифровизацией, внедрением новых современных технологий, с так называемым бережливым производством. Рассказывать об этом можно в специализированных журналах, но их аудитория ограничена. А нам интересно понять, как донести такую сложную информацию в увлекательной форме можно массовому читателю. Тем более что рассказывать об этом действительно надо, так как многие школьники вообще имеют устаревшее представление о заводах. Именно поэтому мы здесь», - говорит преподаватель смены Наталья Белимова.
Экскурсия началась с посещения музея Уралмашзавода, где бережно хранятся раритетные фотографии разных эпох предприятия, представлены макеты цехов, выставлены образцы танковой брони, модели военной техники. Научный сотрудник Сергей Агеев рассказал юным гостям о том, какой вклад в Победу внесли рабочие УЗТМ, развеял распространенный миф, что в войну на заводе работали дети.
«Их бы просто не допустили к станкам – работа тяжелая, опасная. Да и не справились бы с ней дети», - рассказал Сергей Агеев.
Большой интерес у школьников вызвали и рассказы о послевоенной эпохе, а особенно о высоких гостях, которые посещали завод в 50 - 70-е годы. Среди них были кубинский лидер Фидель Кастро, бывший вице-президент США Ричард Никсон, президент Пакистана Мухаммед Зия-уль-Хак, индийский лидер Джавахарлала Неру и его дочь Индиры Ганди. Кстати, экскурсантов особенно поразил подарок последних Уралмашзаводу: голова индийского буйвола – одного из наиболее крупных парнокопытных на земле. С ней ребята фотографировались особенно активно.
Многих удивило, что в 70 - 80-е годы на заводе производили не только промышленную технику, но и мебель, предметы быта и даже стиральные машины «Малютка». «Такую я видела у бабушки – настоящий раритет. Никогда не задумывалась, где их производили, а оказалось, что у нас в Екатеринбурге», - поделилась одна школьница, одновременно ведя прямой эфир в соцсети.
«Я живу на Уралмаше, часто гуляю мимо завода, но никогда особо не задумывалась, чем и как он живет. Мне узнать это все было очень интересно», - добавила еще одна участница мероприятия.
После экскурсии в музей ребята отправились на самую настоящую пресс-конференцию. Спикером выступил главный конструктор гидравлического экскаватора Андрей Козубский, который не только в увлекательной форме рассказал юным гостям, как делают УГЭ-300, но и подготовил презентацию, чтобы сложная информация воспринималась легче. Начинающих журналистов особенно поразили масштабы гидравлического экскаватора – машины размером с трехэтажный дом, рабочей массой 300 тонн, состоящей из 22 тыс. деталей, в ковше которой может одновременно поместиться больше десятка человек.
Как на настоящей пресс-конференции, ребята засыпали спикера вопросами, которые, к слову, были действительно профессиональными: начинающих журналистов интересовало, сколько стоит такая машина, как часто приходится менять ковши, где ее эксплуатируют и будут ли ее продавать на экспорт.
«Хотелось бы, конечно, увидеть такой экскаватор вживую», - поделился позже один из мальчиков.
«Хорошо, что показали иллюстрации, так как на слух, наверное, мне было бы сложнее воспринять такую сложную информацию. А так получилось интересно и понятно», - отметила еще одна участница экскурсии.
Завершающим этапом «журналистского» дня на Уралмашзаводе стал пресс-обед с главным редактором корпоративной заводской газеты «За тяжелое машиностроение» Анной Реймер. За чаем в неформальной беседе она рассказала детям, в чем отличие корпоративного издания от любого другого и о чем интересно читать работникам УЗТМ. Гости, в свою очередь, в деталях расспрашивали, как создают газету, сколько человек над ней трудится, как подбираются материалы и даже поинтересовались, почему ее печатают на такой хорошей бумаге. Также ребята активно делились своим журналистским опытом – оказалось, что многие из них принимают участие в создании школьных стенгазет. Они советовались с Анной, как сделать их издания более популярными, стоит ли вводить интерактив, увеличивать тиражи…
«Интернет мы читаем, конечно, но газеты и журналы тоже любим. Нам не кажется, что печать уходит в прошлое», - признались представители молодого поколения.
Проведенным днем они остались довольны. «Интересно было все: и рассказ об экскаваторе, и экскурсия в музей. В музее мне больше всего понравились реалистичные макеты техники, цехов. Очень реалистично! Если правильно направить камеру, то можно сделать фотографии, как будто ты не просто смотришь на макет, а находишься внутри цеха. Но лично мне интереснее всего было поговорить с редактором газеты Уралмашзавода - узнать, как пишется, изготавливается газета. Изначально я поехала посмотреть, как мне профессия журналиста, получится у меня или нет, мое это или не мое. Пока впечатления только положительные», - признается Ксения Шабалина из Нижнего Тагила.
«Я из Новоуральска, работаю там в городской газете. Нам, детям, в основном доверяют писать о людях, о талантливых школьниках и учителях. Все, что происходило здесь, было новым для меня. Интересно и познавательно», - поделилась впечатлениями Елизавета Смирнова.
Вдохновленные, дети отправились в лагерь: там каждый из них должен будет написать заметку о том, что ему особенно запомнилось. Юные журналисты уверены, что полученного на Уралмашзаводе материала хватит не только на новости, но и на большие статьи и видеосюжет. А когда вернутся домой, обещают рассказать одноклассникам, как на самом деле живут современные предприятия, и развенчать сформировавшиеся у них стереотипы.
Мария Трускова
Фото: пресс-служба Уралмашзавода