Осужденные из ИК-2 в Екатеринбурге, которые массово порезали вены, рассказали правозащитникам об издевательствах, которые стали причиной акции.
Как пишет в своем Facebook юрист «Межрегионального центра прав человека» Лариса Захарова, порезы себе нанесли около 100 человек, а «возможно, и больше, причем это была вынужденная мера, так как терпеть издевательства активистов многие уже не смогли».
По ее словам, когда осужденные попадали в ИК-2 и помещались в карантин, активисты заставляли их раздеваться догола и подписывать заявления об уничтожении собственных вещей. Сотрудники администрации это не только не пресекали, «но и сами руководили процессом и даже пытались ломать сопротивляющимся заключенным пальцы».
«Спать в карантине, по свидетельству многих прошедших ИК-2, можно только на спине - руки на грудь. Если повернешься, то начинают бить. Если ослушаешься активистов, назначали по 1000-1500 приседаний. Некоторых окунали головой в унитаз, заставляли мыть полы на прямых ногах, стоять согнувшись пополам, пальцами рук в пол», - сообщает Лариса Захарова.
В отряде осужденные тоже подвергались издевательствам.
«Снова унижения и избиения со стороны актива, сидение в «грядке», голова опущена вниз. И всегда угрозы сексуального насилия. Всегда. Хочешь жить спокойнее - плати. Ставка от 3 тыс., смотря чего хочешь достичь», - уточняет она.
Передачи и посылки, по ее данным, тоже проходили через активистов, которые забирали из них все, что хотели.
«Несогласных и неблагонадежных переводили в отряд № 12, так называемый БУР (барак усиленного режима, - прим. ЕАН), заметим, что это не ПКТ (помещение камерного типа, – прим. ЕАН)», - свидетельствует правозащитница.
В этом отряде 45-50 человек, из них 30 активистов, которые «привязывали других к кроватям, избивали дубинами из полиэтиленовой пленки».
Сотрудникам колонии осужденные не жалуются, опасаясь наказания.
«В настоящее время заключенные очень опасаются за свою жизнь, здоровье и личную безопасность, в связи с чем просили взять их под наш контроль. Они реально просят не бросать их. И мы не бросим. Также заключенные ИК-2 просят оказать им содействие о доведении ситуации в колонии, расположенной в самом центре Екатеринбурга, до общественности, до генерального прокурора, руководителя Следственного комитета России, до директора ФСИН России, до гаранта нашей Конституции - президента России», - рассказывает Лариса Захарова.
По ее информации, после акции с массовым «вскрытием» активистов из отрядов не убрали, «а просто лишили на время их полномочий», и им обещают, что «все будет, как прежде».
В пресс-службе регионального ГУФСИН отметили, что сейчас в учреждении идет проверка, поэтому комментировать подобные заявления пока рано. В ведомстве напомнили, что не раз в суде доказывали голословность обвинения правозащитников, признав, правда, что осуждали и сотрудников ГУФСИН. Что касается «полномочий» так называемых активистов, то никто, кроме сотрудников, контролировать порядок в колонии и применять санкции к осужденным не имеет права – это является нарушением.
Напомним, что заключенные в ИК-2 массово порезали себе руки в минувшую субботу.
В пресс-службе регионального управления ГУФСИН уточнили, что членовредительство совершили около 30 человек. Пятерым потребовалось зашивать раны. По данному факту проводится проверка в рамках самого ведомства и сотрудниками прокуратуры и свердловского управления Следственного комитета. По версии члена Общественной наблюдательной комиссии Михаила Борисова, акция была связана с издевательствами и вымогательствами со стороны актива колонии, то есть осужденных, которых администрация задействует для «воспитания» других заключенных и «адаптации» новичков. Такая ситуация, по его данным, вызвана кадровым дефицитом в исправительных учреждениях.
Отметим, что акцию устроили в тот день, когда в колонии был День открытых дверей. Также 7 сентября в ИК-2 проходила акция «Воскресение души», в рамках которой презентовали спектакль по роману Толстого «Воскресение». Постановку с участием заключенных подготовил екатеринбургский ТЮЗ. На премьере в ИК-2 присутствовали директор Екатеринбургского ТЮЗа Евгения Умникова, главный режиссер театра Павел Кронин и кинорежиссер, член Союза кинематографистов России, заслуженный деятель культуры России, член Общественного совета при ГУФСИН Лидия Котельникова. Была в тот день в ИК-2 и свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова.