Агентство ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события, произошедшие в Екатеринбурге, Свердловской области и мире.
Как уволить ректора УрГЭУ
На этой неделе большой резонанс возник в связи с угрозами отчисления студента УрГЭУ из-за его подписки на ЛГБТ-сообщества в соцсетях. Затем внимание общественности переключилось на ректора вуза Якова Силина: многие открыто обвинили его в дискриминации и потребовали отставки главы университета. Юрист, партнер юридической компании «Правовые интересы» Анна Чернышева, изучив устав УрГЭУ, рассказала о том, помогут ли петиции отправить в отставку Силина и какова процедура увольнения такой высокопоставленной персоны, как ректор федерального вуза.
«Принять решение об увольнении ректора может только правительство РФ в лице минобрнауки РФ. В связи с особой значимостью должности, а именно - наличие авторитета, знаний, выполнение педагогической функции, по закону необходимо при его назначении и увольнении проходить специальную процедуру, которая и призвана выбрать наиболее подходящего кандидата не только с точки зрения работодателя (государства), но и самого вуза.
Как назначают ректора: ученый совет УрГЭУ создает комиссию для отбора кандидатов, которые проходят выборную процедуру тайным голосованием на конференции университета. Затем победивший на выборах кандидат будет утвержден минобрнауки РФ. Соответственно, именно федеральные власти заключают с конкретным человеком трудовой договор. А тот, кто подписывает договор, и должен контролировать его исполнение, в том числе фиксировать наличие нарушений.
При этом регулирование труда работников образовательных учреждений имеет ряд нюансов, как в части заключения с ними трудовых договоров, так и их прекращения. Так, статья 336 Трудового кодекса указывает на дополнительное основание для увольнения - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
Установление того факта, что Яков Силин совершил поступок, связанный с недопустимыми методами воспитания в отношении учащегося, возложены на минобрнауки. Поэтому петиция, которая сейчас запущена, призвана обратить внимание фактического работодателя на то, что действия по преследованию являются нарушением для педагогического работника. Если тем не менее работодатель примет решение, что это допустимый поступок для ректора, он может оставить его в должности. Только общественный резонанс может заставить правительство обратить внимание на сложившуюся ситуацию.
Гарантий тут никто не дает, решение принимается строго в соответствии с ведомственными нормативными актами. Уверена, что процедура проверки и разбирательства существует, жалобы, в том числе и по факту нарушения ректором трудовых обязанностей, также существуют. На сайте вуза и минобразования эта процедура не раскрыта, но вполне возможно, что существует некий внутренний документ о проверке, публиковать который никто не обязан. Не исключено, что ознакомить с этим документом работодатель сочтет нужным лишь непосредственно то лицо, в отношении которого и проводится процедура.
Все действия: депутатские запросы, возмущения общественности, которые ушли в русло петиции, – они призваны требовать проведения проверки на предмет наличия в действиях господина Силина состава предусмотренного Трудовым кодексом нарушения. И теперь нужно доказать факт насилия, в чем оно выражалось. В данном случае, насколько видно из публикаций СМИ, юношу принуждали к отчислению из университета по основаниям, не имеющим отношения к тем, что предусмотрены в законе (наличие академической задолженности, нарушение правил внутреннего распорядка для учащихся и т.д). Поэтому основания для проверки безусловно есть».
Профилактика против декриминализации
Уральцев потрясла история убийства сыном матери, что недавно произошло в Алапаевске. Депутат Госдумы Дмитрий Ионин сообщил, что пытался привлечь внимание полиции к ситуации в этой семье еще до рокового поступка мужчины, так как случаи насилия в ней были регулярными, но, по его словам, должного внимания проблеме уделено не было. В ГУ МВД на обвинения парламентария ответили, что мать истязателя сама просила не привлекать сына к ответственности и отказывалась проходить судмедэкспертизу после побоев. Кроме того, полиция не может вмешиваться в семейные конфликты, в том числе из-за декриминализации домашнего насилия. В главке депутата призвали пролоббировать изменения в законодательстве, которые расширили бы полицейские полномочия в таких ситуациях. Однако Дмитрий Ионин настаивает: полномочий для профилактики таких преступлений у правоохранительных органов более чем достаточно.
«В данном случае полиция должна была провести свою профилактическую работу. Депутат Госдумы и прокурор области написали письмо о том, что существует угроза жизни человека. В ответ нам сообщили, что год назад, в 2018 году, женщина забрала свое заявление, поэтому правоохранительные органы бессильны.
Во-первых, это было год назад, а мы обратились сейчас, поэтому не очень понятно распространение информации о заявлении, которое было год назад. Во-вторых, по моему мнению, полиция должна была принять профилактические меры, но никто этого не сделал, хотя такие полномочия у силовиков есть. В результате произошло то, чего мы боялись и о чем предупреждали, – женщина погибла.
Было обращение депутата, по нему есть КУСП. Полиция Алапаевска должна была пригласить мужчину и сделать ему внушение, после которого у него отпало бы всякое желание угрожать насилием родной матери и терроризировать ее. Когда органам полиции нужно – они прекрасно умеют работать с подобным контингентом. Видимо, здесь они не сочли необходимым сделать что-то.
Нам пытаются дать понять, что тут всему виной декриминализация побоев, но на самом деле это не так. Хотя я полностью поддерживаю инициативу по отмене этой меры: насколько мне известно, коллеги по фракции вносили подобное предложение, но не были поддержаны», - заявил Дмитрий Ионин.
Годовщина Высокинского
На следующей неделе исполняется год с того дня, как гордума Екатеринбурга утвердила мэром Александра Высокинского. Это первый год не только для главы города, но и для новой политической системы в муниципалитете: с назначаемым мэром и без политического противостояния между командами администраций области и региональной столицы, которые определяли работу мэрии два десятка лет.
Новому главе города пришлось не только осваиваться на новом посту, но и менять всю систему управления горадминистрацией. Кроме того, муниципалитет за это время пережил ряд кризисов, одним из которых стали массовые протесты против строительства храма в сквере у Театра драмы.
«Были небольшие недопонимания, но это же не в его адрес недопонимания, а в адрес его коллег, которые привыкли работать при старой администрации и подход у них к работе с думой был другой. Сейчас у нас дума, я считаю, демократичная, принимает важные решения для города, и поэтому с думой надо считаться. Да, у нас были недопонимания, но сейчас, я считаю, были выстроены нормальные, рабочие отношения», - прокомментировал ЕАН итоги года спикер гордумы Игорь Володин.
Он отметил, что за это время была проведена большая работа по подготовке к празднованию 300-летия Екатеринбурга, проведению Универсиады, запущено строительство и реконструкция одновременно восьми школ. «Город вышел на международный уровень. Это заслуга не только думы, но и горадминистрации, губернатора, Заксобрания, правительства Свердловской области — это наша общая победа», - сказал спикер.