Настоятель верхнепышминского храма Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Корнилий - о том, как превратить храм в место, куда хочется приходить снова и снова.
— Отец Корнилий, вы долгое время жили в Подмосковье, в Троице-Сергиевой лавре, преподавали в Московской духовной академии. Проведя столько лет в крупнейшем мужском монастыре с многовековой историей, как вы восприняли свой перевод на Урал, в Верхнюю Пышму?
— Со смирением и радостью, это ведь очень почетно — стать ректором Екатеринбургской духовной академии, а потом — и настоятелем храма. Я очень хорошо помню первую встречу с Верхней Пышмой. Это был летний солнечный день. Храм Успения Пресвятой Богородицы стоял на возвышении такой красивый!
Иеромонах Корнилий (Зайцев) Родился в 1984 году в Ставропольском крае. 2005 – 2012 гг. — учеба в Московской духовной академии (Троице-Сергиева лавра); 2005 – 2010 гг. – учеба в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова (заочно); 2012 – 2018 гг. — преподавание в Московской духовной академии; 2018 год, октябрь — назначение на должность ректора Екатеринбургской духовной семинарии; 2019 год, сентябрь — назначение на должность настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы.
Храм имеет особое расположение - в отдалении от шума городского. При некоторых неудобствах, связанных с тем, что до него непросто добраться, такая отдаленность идет храму на пользу. Он является настоящим оазисом тишины и покоя, откуда не хочется уходить. Многие мои гости так и говорят: «Батюшка, не хочу от вас уезжать». А какое у храма убранство! В нем имеются все самые почитаемые на Руси иконы: Пресвятой Богородицы, Пантелеймона-целителя, святителя Николая. Иконы намоленные, видели и слезы, и радость, около каждой хочется задержаться.
Очень отзывается в душе внутренняя роспись, ее ведь делали под руководством народного художника СССР Ильи Глазунова. В росписи точно отображены события Евангелия, тонко выписаны лики святых. Иконостас очень гармонично вписывается в общий интерьер. Все так точно подобрано и создает особую атмосферу, настраивающую на неспешное общение с Богом.
При этом ведь храм прожил богатую на события жизнь: в советское время его закрыли, использовали не по назначению. Это храм-мученик. Наши студенты, а с недавних пор в храме расположены подготовительное и магистерское отделения Екатеринбургской духовной семинарии, изучают его историю, чтобы при необходимости провести гостям интересную экскурсию.
— А как вас приняла Верхняя Пышма? Многие приезжие сетуют на закрытость уральцев.
— Я бы назвал это не закрытостью, а некоторой суровостью. Доверие уральцев надо заслужить. Верхняя Пышма меня приняла хорошо. Я уже активно встречаюсь с жителями: представителями общественных и религиозных организаций, руководителями городской администрации, школ, Технического университета УГМК - и везде нахожу понимание. Цель моих встреч одна: я хочу, чтобы наш приход не стоял особняком от городской жизни, а стал ее полноправным участником.
— Ну раз вы начали говорить о планах, расскажите, каким вы видите будущее храма? Что успели уже изменить?
— Начнем с того, что теперь в стенах храма, как я уже говорил, располагаются отделения семинарии. Мы организовали в здании учебные классы, оснастили их всем необходимым. Около 30 ребят живут и учатся при храме. В 2019 году мы открыли церковную магистратуру. Екатеринбургская духовная семинария сегодня — авторитетное образовательное учреждение. Статус семинарии возрастет еще больше, когда она получит государственную аккредитацию. В этом случае появится возможность выдавать выпускникам дипломы государственного образца, а также право на бюджетные места.
— Поступить в семинарию тяжело?
— Ребята приходят к нам после 11-го класса по результатам ЕГЭ. Но главным при зачислении считаются не хорошие оценки, а готовность подростка к ограничениям, смирению, духовному развитию, которыми, несомненно, полна жизнь церковнослужителя. Во время собеседования мы смотрим, насколько выпускник воцерковлен, насколько готов следовать по духовному пути всю свою жизнь, идет ли он этой дорогой по зову сердца. Ребятам, посещающим верхнепышминскую воскресную школу и чувствующим тягу к служению Богу, мы будем помогать определиться с реальным призванием, покажем, какие возможности открываются после поступления в семинарию.
— Появление в верхнепышминском храме молодых семинаристов повлияло на его жизнь?
— Конечно, мы активно привлекаем ребят к церковной службе: они пономарят, читают во время богослужения, поют в хоре. Мужской хор — это ведь очень красиво, самобытно. И когда в храме звучат молодые голоса, это завораживает, служба воспринимается иначе. Прихожанам нравится, они благодарят, спрашивают, когда семинаристы снова будут петь.
— Что еще изменилось в богослужении?
— Я постарался привнести в ход службы больше медлительности, неспешности, мы отказались от некоторых авторских песенных произведений, более светских, что ли. При этом на литургии помимо традиционных молитв "Символ веры", "Отче наш" мы поем еще и ектиньи. Специально распечатали на листах тексты молитв, указав там ударения, паузы, чтобы вместе с нами пели все прихожане, даже те, кто не знает слов. Мы делаем все, чтобы каждый заглянувший в храм чувствовал себя здесь как в своей тарелке. На него не будут косо смотреть, шикать: не так стоишь, не так свечку ставишь… Человек ведь пришел не к нам, а к Богу, и это замечательно. Сегодня девушка зашла в храм в брюках, а в следующий раз оденется, как велит церковный этикет.
— Слышала, что по средам вы совершаете особый молебен.
— Наш храм — храм Успения Пресвятой Богородицы, Верхняя Пышма находится под ее небесным покровительством, поэтому я и подумал, что логично будет по-особому почитать и молиться Пресвятой Богородице. Поэтому мы ввели такой молебен — Параклисис, канон молебный с акафистом Божьей Матери. Служба эта особая, она не везде проводится и совершается, как правило, в разные сложные периоды жизни, поскольку имеет большую силу. Конечно, ее непросто отстоять, зато какая благость потом на душе!
Про себя скажу: я теперь живу от среды до среды. Да и не я один. Недавно ко мне подошел молодой человек и говорит: «Батюшка, а можно на службу именно эту икону выносить? Я этой иконочке помолился, и она мне помогла» - и указывает на образ Казанской Божьей Матери.
А надо сказать, что молебен проходит в сопровождении одного из образов, которые в обычные дни находятся в алтаре и скрыты от глаз посетителей. Я посоветовался с прихожанами, они поддержали меня. Теперь эта старинная икона всегда сопровождает наши службы по средам. На нее приходят человек 20-30.
— Пожалуй, для такого города, как Верхняя Пышма, 30 человек на службе — это мало…
— Вы правы. Вот я бываю в городе, вижу там людей, идущих по своим делам, и думаю: а почему они не храме?
Я хочу, чтобы храм стал местом притяжения горожан. Конечно, нельзя допустить перекоса в сторону балагана, но вписаться в городскую жизнь мы обязаны. Будем участвовать в городских мероприятиях, праздниках, концертах. Почему бы не устраивать в нашем храме дискуссионные клубы, творческие вечера, где будет звучать и духовная музыка, и романсы?
Люди, особенно молодежь, должны знать, что у нас они могут найти множество занятий по интересам, не только богослужения.
— Вы совмещаете две должности: ректор Екатеринбургской духовной семинарии и настоятель верхнепышминского храма. Как все успеваете?
— Это нелегко, но я со смирением стараюсь нести эти послушания. Выкладываюсь по полной. Это, конечно, занимает много времени и сил, но когда видишь глаза студентов, которые в тебе нуждаются, когда удается сделать что-то полезное, вырастают крылья. Еще и владыка Кирилл, очень тонкий, мудрый наставник, помогает добрыми советами.
— С каким пожеланием вы бы обратились к верхнепышминцам?
— В городе существует замечательный храм, но меня печалит, что в нем мало людей. Приходите к нам, находите время, тем более что это время не наше и в любой момент нам могут сказать: «Извините, лимит исчерпан». Чтобы этот момент не застал врасплох, нужно чаще открывать дверь в духовный мир. Здесь, в храме, вы найдете ключ к решению многих проблем.
Фото: ekaterinburg-eparhia.ru, old.ugmk.com