Адвокат Сергей Колосовский считает незаконным массовый сбор подписок о неразглашении информации по делу о массовых протестах в сквере у Театра драмы. Сегодня, напомним, такой документ на допросе пришлось подписать депутату гордумы Константину Киселеву.
«Подписка – это древняя страшилка следователей, с которой мы много лет боролись и побеждали. Например, в деле Оксаны Пановой подписки не работали. Формально, с точки зрения УПК, следователь вправе взять подписку у любого человека, привлеченного к делу, – у эксперта, свидетеля, потерпевшего и так далее. Но на деле есть несколько нюансов, позволяющих на абсолютно законных основаниях не исполнять эти требования», - пояснил Колосовский.
По его словам, подписка в том виде, в котором обычно ее предлагают cледователи, нарушает права участников процесса.
«Грубо говоря, сейчас Киселев не должен даже упоминать о том, что был на допросе, и обращаться к адвокату в случае необходимости», - уточнил он.
Кроме того, в 2017 году была уточнена ст. 161 УПК «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования». В ней говорится, что запрет на предание гласности данных предварительного расследования не распространяется на сведения о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами.
Также разглашением не является «изложение сведений по уголовному делу в ходатайствах, заявлениях, жалобах и иных процессуальных документах по этому делу, в заявлениях и иных документах, подаваемых в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека».
«Конечно, есть случаи, когда взятие подписки логично. Например, однажды я подписал документ о неразглашении после его конкретизации – обязался не разглашать информацию о нахождении вещественных доказательств. Но в случае со “скверным делом”, равно как и с другими резонансными делами, следствие расценивает подписку как панацею от СМИ», - считает Колосовский.
Напомним, в мае прошлого года в Екатеринбурге прошел массовый спонтанный митинг против начала строительства в сквере у Театра драмы храма святой Екатерины. После того, как десятки участников были арестованы, СК возбудил уголовное дело о массовых беспорядках. Периодически различных участников протеста, чью личность удалось установить, вызывают на допрос.