ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. В эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами ситуацию с коронавирусом, которая сегодня волнует жителей Екатеринбурга, России и всего мира.
Екатеринбург без ТЦ
В связи с коронавирусом как на федеральном, так и на региональных уровнях обсуждается вопрос закрытия или ограничения работы крупных торговых центров. Екатеринбург – город ТЦ. Они выживали в любой кризис и всегда имели существенное значение по пополнению городского бюджета. Какими будут последствия, если власти примут решение о закрытии крупных площадок, мы поинтересовались у финансового аналитика Константина Селянина.
«Судя по опыту других стран, такая вероятность действительно есть. Конечно, это нанесет ущерб нашему малому и среднему бизнесу, который потеряет выручку, клиентов, у которого возникнут серьезные сложности с выплатами кредитов, выполнением обязательств перед поставщиками. Есть риски и невыплаты зарплат сотрудникам, которых отправят по домам. Это будет действительно тяжелый удар.
Вряд ли для магазинов отменят аренду в ТЦ, может быть только снизят в случае, если удастся договориться. Будут ли меры поддержки со стороны государства, на данный момент не сказано. Власти только дали отсрочку некоторым секторам в уплате налогов. Но для поддержания МСБ пока ничего не делается. Откуда сотрудники магазинов будут получать зарплату? Из бюджета? А на каком основании? Да, принято решение, что сотрудникам, ушедшим на карантин, надо выплачивать больничный. Но одно дело, когда болеет 5-10% сотрудников, другое дело – когда ушел весь персонал, никто не работает, а работодатель должен заплатить всем. Вопрос: из чего? Этот механизм, с одной стороны, защищает работников, с другой – наказывает работодателя.
На мой взгляд, было бы хорошо, если бы на уровне Центробанка было принято решение о хотя бы временной приостановке выплат по кредитам для предпринимателей. Их ждут действительно тяжелые времена – уже сейчас спрос снизился. Люди испугались, стали меньше ходить в торговые центры, многие стараются сидеть дома. Одна из немногих сфер, которая выиграет в данной ситуации, – это торговля продуктами питания: мы видим, что люди запасаются впрок, той же самой гречкой, хотя, возможно, и зря они это делают. Также набирает обороты интернет-торговля. Наша семья давно заказывает продукты через один из онлайн-сервисов и, если обычно все доставляют в этот же или на следующий день, то сейчас надо подождать 2-3 дня.
Закрытие или ограничение работы торговых центров, безусловно, нанесет удар по бюджету Екатеринбурга. Местный бюджет в основном пополняется за счет НДФЛ и частично налога на прибыль. Если люди не будут работать, бизнес встанет, то последствия для нашего бюджета очевидны - каждый день карантина обойдется в десятки, а то и в сотни миллионов рублей. За счет чего компенсировать этот дефицит? Вопрос открытый. Не думаю, что будет большая поддержка из бюджета страны, так как на федеральном уровне проблемы будут еще более сложные», - говорит Константин Селянин.
Грабители в костюмах химзащиты и Ко
Введение “коронавирусного” режима и последовавший за ним рост панических настроений породил целую волну новых фейковых историй. Так, на этой неделе людей пугали перекрытием всех въездов и выездов из города в связи с грядущим двухнедельным карантином, близким дефицитом продуктов, вертолетами с химикатами и преступниками в костюмах химзащиты, усыпляющими жильцов газом и обворовывающими квартиры. Сообщения расходятся по соцсетям и мессенджерам, смеша и пугая пользователей и уж точно не способствуя сохранению спокойствия. Тем, кто и зачем распространяет фейковую информацию, мы поинтересовались у медиаэкспертов.
“Половина фейков - это народное творчество, вторая половина – провокации наших соседей. Если в каких-то сообщениях идет о речь о сотнях трупов, можно с уверенностью говорить о том, что это именно провокации. Власть уже охотится и за фейками, и за их авторами. Федеральная. Региональная в этом плане уступает. Если возвращаться к “народному творчеству”, то проистекает оно из недоверия к власти. Основания для него у каждого из нас есть, к сожалению. Хотя сегодня, в эпоху смартфонов и соцсетей, мухлевать, например, с цифрами по заболевшим стало в разы сложнее – но недоверие осталось”, - считает основатель компании “Magic, Inc” Платон Маматов.
У его коллеги по цеху, smm-продюсера Евгения Рякина несколько иное мнение.
“Я думаю, провокаций среди всех этих фейков нет – они всегда тоньше, это всегда многоходовочка. Пока все, что я вижу, больше похоже на шутки, мемы. Уверен, мало кто верит в информацию, изложенную в этих сообщениях. Мне кажется, их обилие отчасти связано с тем, что многих вывели на карантин, люди сидят дома, грубо говоря, свободного времени стало больше… В целом же хочу отметить, что в медиа преобладает объективная информация, власти с помощью СМИ оперативно гасят очаги паники, если они возникают - как это было, например, с ажиотажным спросом на продукты”, - заявил Рякин.
Добавим, на днях в суд было отправлено в суд дело в отношении жительницы Амурской области - она распространила аудиосообщение, в котором поведала, что у двух иностранных строителей Свободненского газоперерабатывающего завода обнаружили коронавирус. Теперь ей грозит крупный штраф.
«Стучать» — не «стучать»
«Коронавирусная» повестка не оставила в стороне никого. Пока власти задумываются о применении разнообразных анти-эпидемиологических мер, граждане всеми силами пытаются самостоятельно обезопасить себя от новой угрозы.
Так, студенты одного из екатеринбургских ВУЗов самостоятельно «сдали» на карантин свою одногруппницу. Ребята узнали, что девушка вернулась из путешествия в одну из европейских стран, однако проигнорировала текущие предписания властей и на следующий же день явилась на пары. О безответственном поведении своей подопечной в деканате узнали только благодаря расторопности ее одногруппников.
О том, насколько этичным становится «доносительство» (а в социальных сетях уже прозвучало слово «стукачество») в непростой обстановке мы спросили у политолога, колумниста изданий «Deutsche Welle», «Ведомости» и «The New Times», эксперта радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге» Федора Крашенинникова.
«Я бы не стал называть это громким словом «стукачество». Речь ведь идет не о книжках, которые эта девушка могла распространять. Она теоретически могла распространять вирус, от которого бы могли помереть если не ее одногруппники, то их родители или бабушки и дедушки. Так что не следует подводить сюда политическую базу: карантин – это исключительно медицинский вопрос. Политику из этого надо убрать», - полагает эксперт.
Крашенинников уверен: в текущей конкретной ситуации предельно важен конкретный контекст.
«Их ведь не увозят в концлагерь – их отправляют домой! Если бы людей принудительно свозили в лагеря, конечно, я бы согласился, что это плохо. Но здесь ситуация иная. Даже если бы я сам вернулся из «очаговой» страны, точно не стал бы вредничать и сел на карантин», - говорит Крашенинников.
Кроме того, политолог выделил причину, по которой граждане отказываются от карантинных мер и массово выходят на работу и учебу, не задумываясь о безопасности своих коллег.
«Эта советская и российская традиция, когда люди с соплями ходят на работу, спровоцирована бедностью и нашими ничтожными социальными гарантиями. Это – очень печальная традиция и с ней надо бороться», - отметил Крашенинников.