Государственная система оказалась бессильна против коммерсантов, терроризирующих соседей на берегах Таватуя. Они захватывают чужие участки, перекрывают дорогу для скорых и пожарных, уходят от штрафов, регистрируя все новые и новые юридические лица. В деле оказался замешан бывший вице-мэр Екатеринбурга, а сейчас главный пиарщик «Титановой долины» Анатолий Гагарин.
Один из самых лакомых для инвестирования участков на Таватуе, полуостров Зеленый Мыс делят между собой несколько арендаторов. Началось все с бизнес-проекта директора «Урало-Сибирской химической компании» Анатолия Павлова. Он начал прибирать к рукам лакомые участки, устанавливая на них своих заборы.
Уже более десяти лет в России существует практика аренды участков береговой линии. Коммерсанты благоустраивают пляжи, организуют кемпинги, а бюджет получает деньги. В год Свердловская область зарабатывает на этом сотни миллионов рублей. В теории законодательство четко регламентирует, кто, где и за сколько арендует участок, заставляя прописывать условия концессии. На практике большая часть этих правил существует лишь на бумаге: у государства просто нет сил и ресурсов разбираться в том, что происходит на самом деле. Фактически госрегулирование свелось лишь к одному пункту: если своевременно оплачиваются арендные платежи — можно делать все, что угодно.
Более десяти лет на Зеленом Мысе существует кемпинг "Зеленый мыс»: 20 га вдоль озера, где расположены пляжи и рекреационные зоны. В год арендаторы платят 1 млн рублей за право пользования и взимают плату с посетителей, решивших отдохнуть на природе с комфортом. Пять лет назад на полуострове появились арендаторы во главе с директором «Урало-Сибирской химической компании» Анатолием Павловым.
Судя по всему, коммерсанты и сами не очень понимали, зачем им эта земля, просто подвернулась возможность. Согласно публикациям СМИ, в 2016 году предприниматели пытались, к примеру, обойти законодательство и продать участки под коттеджную застройку, но передумали.
«Сейчас все ждут новый закон, что разрешат капитальное строительство в прибрежной зоне на арендованной земле. Правда, этот закон уже лет десять ждут», - прокомментировал ситуацию эксперт в этой области.
В ожидании возможностей новые арендаторы пока просто строят заборы и отжимают у соседей, что смогут.
«Как-то приезжаем: забор стоит. Перемерили — выяснилось, что он приплюсовал себе наш гектар. Ну то есть забор на метр, а где и на пять, а то и все десять передвинул, если все сложить — гектар. Начались суды. Он все пытался доказать, что это «погрешность». Ну какая погрешность, если забор только в нашу сторону сдвинут? Суды он проиграл», - рассказывает про Анатолия Павлова директор «Зеленого мыса» Оксана Трокова.
Суды по спорам двух хозяйствующих субъектов по уточнению границ участков тянутся годами, а предписания не исполняются.
Борьбе с нарушениями мешает и тот факт, что компании, которым принадлежат участки, все время меняются и все надо начинать сначала: НП «Таватуй», УПК «Песчаный берег», УПК «Таватуй», УПК «Кедровая». При этом список учредителей, арендаторов участков практически не меняется: Смушкова А.В., Смушков В.Ф., Павлов А.В., Ветошкин С.Л., Гагарин А.С. (бывший вице-мэр Екатеринбурга).
Год назад Гагарин был вынужден внезапно покинуть пост из-за неточностей в своей декларации. Прокуратура тогда сообщила лишь общие сведения: как оказалось, чиновник параллельно числился собственником компании. Это и была очередная фирма, заполучившая в аренду гектары на полуострове. Известно об этом стало случайно: жители соседнего села написали в прокуратуру очередную жалобу на действия арендаторов. Но снимать вице-мэра с должности тогда никто не планировал.
«Все закончилось тем, что он мне перекрыл дорогу. И пошел такой вот тихий, ползучий рейдерский захват. Я пишу жалобы — он мне в ответ пишет кляузы — жалобы на якобы нарушение прав потребителей», - рассказывает Оксана Трокова.
Забор, о котором говорит директор «Зеленого мыса», фактически перекрыл дорогу на полуострове. На бумаге он установлен строго вдоль насыпи. Но если раньше машины могли тут разъехаться, то теперь даже одна не может проехать, не рискуя поцарапать бока. В том числе и скорая и пожарные.
«По этой дороге неоднократно обращались местные жители. Выписывались штрафы, предписания. Но у нас кадастровые работы выполняются частными компаниями. Несоответствие данных, точек — оно бывает. Мы находимся в судах с такими компаниями. И предприниматель имеет право на них подать. А если у арендатора нет долгов по аренде — мы не можем на него никак повлиять», - комментирует ситуацию директор департамента лесного хозяйства правительства Свердловской области Олег Сандаков.
Сейчас обе стороны обмениваются жалобами. Конфликт затягивается.
Теоретически арбитром в этом споре мог бы выступить департамент природных ресурсов. Однако там физически не могут ничем помочь — просто не хватает людей.
«В 90-е годы у нас было около 60 лесхозов и 16 тыс. лесников. Сегодня у нас в штате 1 226 лесников в 31 лесничестве плюс авиационная база по охране лесов — еще 860 человек. Очень мало лесной охраны и нет кадров сегодня — зарплата очень низкая в отрасли», - поясняет Олег Сандаков.
Сандаков пояснил корреспонденту ЕАН, что вся их функция свелась лишь к контролю поступления арендных платежей. Если перестанут платить — расторгнут контракт, а пока платят — иных мер воздействия не предусмотрено.
Арендаторы с обеих сторон предоставлены сами себе. Госорганы то ли вправду не имеют возможности, то ли просто не имеют желания да и компетенции для вмешательства в этот спор. Это похоже на страуса, который спрятал голову в песок и ждет, пока ситуация сама разрешится, и надеется, что к лучшему. Но лучше не будет: рано или поздно одной стороне придется уступить, и тогда бюджет потеряет деньги.
Как поясняет Оксана Трокова, сейчас работа кемпинга уже становится бессмысленной. Как результат: ни денег, ни очередного малого бизнеса. Хотя нужен-то всего лишь командный окрик, чтобы все сели за стол переговоров.
Впрочем, возможен и другой сценарий: компания бывшего вице-мэра Екатеринбурга Анатолия Гагарина может выжить соседей и в отсутствие конкурентов начать застраивать берег. В этом случае область может потерять не только поступления в бюджет от аренды, но и саму рекреационную зону. Просто потому, что жаловаться и сообщать о нарушениях будет некому, а своими силами органы власти контролировать лесные зоны не способны.